Самарский Главк уже несколько месяцев находится под руководством нового начальника. Какие за это время произошли изменения в системе органов внутренних дел нашей губернии, что еще необходимо сделать, и будет ли совершена кадровая революция в самарской милиции? Об этом и многом другом на своей первой пресс-конференции рассказал начальник облГУВД Юрий Стерликов.
– Юрий Юрьевич, вы наверняка уже наметили первоочередные направления работы. Расскажите – каковы они?
– Я считаю, что для нормальной работы нужны нормальные условия. Поэтому для сотрудников органов внутренних дел они должны быть созданы. Это первый момент. Следующий момент – это образовательный уровень милиционера. Неприятно, когда ты получаешь документ, а в нем есть орфографические ошибки, хромает стилистика и так далее. Культура поведения сотрудника внутренних дел в отдельных случаях оставляет желать лучшего. Есть определенные жалобы: в каких-то моментах милиционеры срываются, где-то просто не умеют себя вести. Но тут стоит отметить, что органы внутренних дел – это отражение того общества, в котором мы живем. Ведь к нам приходят выпускники высших учебных заведений, средне-специальных. И они несут по жизни ту культуру, которая в них заложена.
Но основное направление, по которому мы будем работать – это профилактика преступности. В частности – среди несовершеннолетних. Я изучил статистику уходов детей из приютов для несовершеннолетних. Из всех учреждений я выделил несколько, где зафиксировано наибольшее количество уходов. Здесь наверняка идет речь либо о неправильной организации работы учреждений, либо о нарушениях в этих детских приютах. Эту проблему мы будем решать, причем делать это мы будем совместно с министерством образования.
Не менее важное направление – раскрытие резонансных преступлений. Как раз этот показатель, который формирует у общественности мнение о работе органов внутренних дел. На сегодняшний день есть ряд громких преступлений, которые пока не удалось раскрыть. Но имеется информация о лицах, которые эти преступления совершили и идет дальнейшая работа по сбору доказательной базы. Мы постараемся их раскрыть, но говорить со стопроцентной уверенностью о том, что они будут раскрыты, я пока не буду.
Очень важное направление – это работа с общественностью. У нас при ГУВД есть общественный совет и не так давно я встречался с его председателем. Мы обсудили ряд направлений, по которым будем работать. Важнейшее из них – это взаимодействие со СМИ.
– А вы планируете делать какие-то кадровые перестановки?
– Когда приходит новый руководитель ему дается задание – наладить работу на том или ином участке, повысить ее эффективность. Естественно, любой человек в этом деле опирается на проверенных, надежных помощников – тех, кому он может доверять. Каких-то больших кадровых перестановок в системе органов внутренних дела Самарской области я делать не планирую. Сейчас я проезжаю по территориальных отделениям, встречаюсь с руководителями не только высшего, но и среднего звена. Это я делаю для того, чтобы выявить тех людей, которых можно в перспективе назначать на ответственные должности. Критерии оценки здесь – отношение к делу, исполнительность и честность.
Сейчас у нас нет руководителя городского УВД по Самаре. Этот вопрос я решаю, думаю, что в ближайшее время он будет определен и назначен. Это не будет пришлый человек или, как сейчас говорят – варяг. Это будет кто-то из местных. Но это не значит, что из других регионов к нам не будут приезжать сотрудники.
– В Самарской области сотрудники милиции зачастую оказываются в эпицентре громких скандалов. Будете ли вы проводить какую-то работу в этом направлении, чтобы избежать их впредь или минимизировать?
– Конфликтные ситуации, о которых вы говорите, по большей части преподносятся как таковые средствами массовой информации. Вообще, очень интересная ситуация происходит с освещением тех или иных конфликтов: не всегда журналисты дают недостоверную информацию для населения. Сразу же привожу пример. Ситуация с перестрелкой на рынке «Коникс». Я в это время еще находился в Смоленске. В Интернете я нашел статью: «начальник ГУВД Стерликов провел совещание и принял решение не выносить информацию о перестрелке на рынке за пределы своего ведомства». Но при этом меня еще в Самаре не было! Я ратую за отличное взаимодействие со СМИ, но давайте в этом случае договоримся, что информацию мы будем преподносить правильно. Сейчас некоторые издания строят свой имидж на негативной информации. Причем мне очень не нравится позиция, которой они придерживаются. Когда я им говорю о том, что они вот здесь соврали и вот тут написали неправду, они отвечают: «а нам так выгоднее подать эту информацию, у нас рейтинг растет». Рейтинг – это хорошо, но ведь должна быть объективность.
Что касается непосредственно конфликтных ситуаций, то факты неправомерных поступков сотрудников милиции становятся предметом разбирательства. На сегодняшний день уже приняты решения об увольнении ряда сотрудников из органов внутренних дел. В качестве профилактики мы проработали комплекс мероприятий по выявлению нерадивых сотрудников милиции, которые допускают нарушение служебной дисциплины, установленных норм поведения и которые причастны к совершению тех или иных преступлений. Моя позиция по этой части принципиальна: в случае выявления нарушений, сотрудник милиции увольняется из органов с последующей передачей материалов проверки в следственный комитет для возбуждения уголовного дела.
– А каковы ваши первые впечатления от работы в Самарском Главке?
– Изучал, анализировал служебную деятельность подразделения. В целом, по результатом работы, сказать что у меня какие-то отрицательные эмоции – нельзя. Работа идет, есть сотрудники, которые, как говорится, горят на работе, те у которых есть интерес. Безусловно есть и те, кто не должным образом выполняет свои обязанности, на которых есть те или иные жалобы. Сейчас подготовлены приказы об их наказаниях, служебные проверки продолжаются. Но все-таки в целом нельзя сказать, что все очень плохо.
– А криминальную ситуацию в регионе можно назвать тревожной?
– Я считаю, что она стабильная и относительно спокойная. Да, мы ежедневно фиксируем совершение тяжких преступлений, но вместе с тем, сравнивая статистику сегодняшнюю и прошлых лет, можно говорить о том, что ситуация постепенно стабилизируется. Количество тяжких преступлений – таких как изнасилования, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений – за восемь месяцев текущего года снизилось.
– Юрий Юрьевич, а расскажите о том, как в Самарской области будет проходить сокращение сотрудников милиции в рамках реформы МВД?
– Вы знаете, что в соответствии с указом президента и соответствующим приказом министерства, по этой части определены нормативы. То есть 12% личного состава сокращается в этом году и 10% – до 1 января 2012 года. На сегодняшний день у нас некомплект, который выведен в резерв составляет порядка 9%. На сегодняшний день мы должны сократить еще 500 человек. Но делать этого, как говорится, по живым людям мы не будем. Это произойдет за счет естественной убыли сотрудников, которые увольняются из органов либо сами – по жизненным обстоятельствам, либо их увольняют по каким-то отрицательным мотивам. Освободившиеся должности мы уже не комплектуем. Поэтому, на мой взгляд, реформа МВД в Самарской области пройдет более или менее безболезненно. Я изучал ситуацию по сокращению сотрудников милиции в других регионах и, скажем, в Перми установки министерства внутренних дел, были выполнены именно таким образом.
Здесь нужно отметить, что главной задачей здесь является сохранение кадрового ядра, кадрового потенциала. Но это не значит, что будут увольняться люди предпренсионного возраста. Напротив – на мой взгляд, кадровый потенциал зависит именно от тех опытных сотрудников, которые достаточно долгое время проработали в системе органов внутренних дел и могут передать свой богатый опыт молодому поколению.
– Сейчас стало очень модно заводить блоги в живом журнале – у же многие первые лица нашей губернии сделали это. Вы не планируете сделать это, чтобы люди могли обращаться с какой–то проблемой к вам лично?
– Свой блог – это хорошо. Но у нас есть сайт в Интернете, куда может обратиться с вопросом или жалобой любой желающий. Их я рассматриваю в тот же день, когда они поступили. Пресс-служба приносит мне распечатки с сайта и на каждое обращение дается ответ. До блога мы пока не дошли, но, думаю, в скором времени будем работать в этом направлении.