Современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. Уже несколько лет за окном - пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: играли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились... Как же сейчас современные подростки проводят время и с какими проблемами сталкиваются? Об этом нам рассказала социальный педагог Детского оздоровительно-образовательного центра «Помощь» Светлана Соинова.
Современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. Уже несколько лет за окном - пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: играли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились... Как же сейчас современные подростки проводят время и с какими проблемами сталкиваются? Об этом нам рассказала социальный педагог Детского оздоровительно-образовательного центра «Помощь» Светлана Соинова.
- Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными...
- Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современные подростки просто другие.
- А что их делает другими?
- Прежде всего социокультурная среда, в которой они растут.
- Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет...
- Современные подростки более информированы, обо всем наслышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, формированием единого информационного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелькающими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постижению предметов. У современной молодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления - одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.
- А на то, как общаются подростки, тоже влияет привязанность к телевидению и Интернету?
- Общение — основной вид деятельности в подростковом возрасте. Раньше ребенок много времени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современные дети сидят у телевизоров и мониторов. Мама, считая себя хорошей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за компьютер, мама практически лишает его возможности приобретать навыки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст — период самоутверждения, когда человеку важно приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отношения. Если ребенка с раннего возраста не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом возрасте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный способ общения.
- А как реклама влияет на формирование жизненной позиции подростка?
- Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека. А ребенок воспринимает ее как руководство к действию. С раннего детства он слышит рекламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сформировать потребительское отношение к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не задумываясь о других. Родители должны понимать: телевизор влияет на психику. Так, в 13-14 лет у ребенка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличностные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься уроками, впереди ЕГЭ, - для него все далеко. Он уверен: нужно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас, это важнее. Поэтому необходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, вырабатывали критическое отношение к ним.
- Смотришь телевизор и поражаешься детской жестокости...
- Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого несколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценности живого. Отсюда возникает проблема жестокости. Поступок мальчика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть говорят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девочки - примеры потрясающей жестокости. Унижение слабых - как стремление к самоутверждению, лидерству - приобретает уродливые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.
- Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мнение друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защитить их и при этом не ограничивать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?
- Действительно, подростки больше прислушиваются к сверстникам. Но исследования показывают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример значимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственников, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить доверительные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения далеки от дружеских, возникают проблемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он поможет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармоничные отношения.
- Так какие родителям выбрать приоритеты в воспитании ребенка?
- Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспособной личности, которая может найти место в жизни. Сейчас приоритеты иные - воспитать высоконравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции. Но, на мой взгляд, важно, чтобы родители понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не только интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть человеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.
- На что еще обратить внимание родителям, воспитывая подростка?
- Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растет. Здесь он получает первый опыт общения. Сегодня родителям приходится много работать, и часто даже в благополучной семье ребенок оказывается обделенным вниманием. Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконформизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития. Задача родителей - способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора. Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив. Важно уделять внимание физическому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день перед компьютером, а ночью в Интернете. Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие отношения, когда ребенок точно знает: он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации подросток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам. Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам.