Похоже, мы наблюдаем очередную из уже набивших оскомину ситуаций, когда происходящие серьезные перемены в жизни города будут объяснять населению задним числом. Как навсегда исчезла с карты Самары автостанция «Аврора», видели немногие. Она была снесена в этом году во время новогодних праздников. Потом в апреле были публичные слушания по проекту, которые не удовлетворили жителей Железнодорожного района. А 18 октября удивленные пассажиры, прибывающие на «Аврору», увидели, что на месте летнего кафе «Макдоналдса» вырыт котлован, а стройка нового автовокзала ведется ударными темпами.
17 декабря 2009 года главный архитектор Самары Андрей Смирнов в интервью телеканалу «ГИС» сообщил: «…автостанция «Аврора» будет реконструирована. На данный момент там расположен небольшой домик, который никак нельзя назвать автовокзалом. Строительные работы там будет проводить компания «Самара-Меркурий»».
Справка
Главный архитектор Самары Андрей Смирнов ныне находится в отпуске, а прямо под окнами протестовавших против расширения торгового центра жильцов домов по улице Авроры уже полным ходом шумит строительная техника
Чтобы увидеть масштабы, в которых ООО ТФ «Самара-Меркурий» может преображать Самару, не стоит ходить далеко. Ведь непосредственно к начатой стройке прилегают две очереди торгового центра «Аврора». После того как торговый центр был открыт, прилегающая часть улицы Аэродромной оказалась практически парализованной. Стеклянные стены нависают почти над проезжей частью. Застройщики оставили лишь узкий участок тротуара для пассажиров, уезжающих с этой крупной транспортной развязки. Да и о собственных покупателях, входящих с этого узенького тротуара, продираясь через толпы пассажиров, проектировщики «Авроры», похоже, также особо не заботились. Проблемы, вызванные скоплением маршруток, автобусов и трамваев прямо возле торгового центра, усугубляются припаркованными у обочины машинами. Потому как о паркинге достойного размера строители «Авроры» озаботились уже после открытия этого крупного регионального торгового центра.
Желание расширить торговый центр «Аврора» очень удачно совпало с планами городских и областных властей открыть в Самаре несколько новых автовокзалов. ООО ТФ «Самара-Меркурий» показало, что может успешно договариваться с самыми разными властями. Две очереди торгового центра (введены в эксплуатацию в 2003 и 2007 годах) согласовывались с командой Георгия Лиманского. С командой же Виктора Тархова удалось согласовать проект автовокзала «Аврора», который в представленном общественности виде является гибридом автовокзала и фактически новой очереди торгового центра.
5 апреля в Железнодорожном районе прошли публичные слушания, посвященные, в частности, и изменению зонирования на месте, отведенном под строительство вокзала. На этих же слушаниях был представлен проект автовокзала. Тут и открылась суть проекта.
Суть проекта
Планировалось построить четырехэтажный автовокзал. На первых этажах должна была разместиться зона для автостоянки пригородных автобусов и паркинг для автомобилей. На втором этаже автовокзала предполагалось разместить административные помещения и зал ожидания. Верхние же этажи должны были быть отданы под торговые павильоны
Представленный проект затрагивал уже существующие объекты. Такие, например, как детская площадка. Участок, отведенный под вокзал, находился в двух зонах - Ц-3 (зона обслуживания) и Ж-4 (многоэтажной жилой застройки). Застройщики просили часть земли из зоны многоэтажной жилой застройки.
Жители прилегающих жилых домов воспротивились такой инициативе и единогласно проголосовали против. Во-первых, их не устроило потенциальное количество вредных выхлопов, которые могут возникнуть, если начнут работать многоуровневая стоянка и автовокзал. К тому же жильцы считают, что «Самара-Меркурий» в конечном итоге будет претендовать на больший участок земли. Недавно неподалеку от выезда от автовокзала, рядом с массивом павильонов, вырос мини-рынок. Жители считают, что таким образом застройщики занимают себе землю на перспективу. Жильцы собственными силами отремонтировали футбольное поле возле дома, которое, как они считают, также находится под угрозой в связи со строительством автовокзала. В целом ситуация напоминает конфликт, связанный со строительством здания Арбитражного суда в «козловском» сквере. Только тут жильцам приходится противостоять не государственным структурам, а представителям крупного бизнеса. И представители крупного бизнеса, как показывает история развития событий вокруг «Авроры», более расторопны и агрессивны.
Сторонники проекта утверждают, что стоянка просто необходима для того, чтобы разгрузить улицу Аэродромную. Складывается ощущение, что «Самара-Меркурий» еще в начале 2000-х «прицелилась» на территорию автостанции. Иначе трудно объяснить строительство огромного торгового центра без достаточного количества парковочных мест.
Впрочем, многие эксперты сомневаются в целесообразности постройки автовокзала на востоке Самары. Редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов прокомментировал строительство автовокзала следующим образом: «Идея с разделением автовокзалов на три направления сама по себе выглядит странно, потому что автовокзал - по определению, в том числе, пересадочный пункт между разными междугородними маршрутами. Идея о создании трех автовокзалов автоматически ставит вопрос, как между ними будут перемещаться пассажиры, следующие транзитом через город. Даже крупнейший мегаполис - Москва - имеет всего один «официальный» автовокзал. Автостанция на Авроре существовала уже давно, за счет этого вокруг нее сформировался крупный транспортно-пересадочный узел. Такой узел (тем более, что он во многом формировался стихийно, а не по проекту) сам по себе является точкой, притягивающей пассажиров и автомобильный трафик. Для его эффективной работы со стороны города нужны особые меры по снижению нагрузки на улично-дорожную сеть в данном месте, нужно создание кроссплатформенных пересадок, разумное размещение остановочных площадок. Вместо всего этого к автостанции пристраивают торговый центр, который будет усугублять ситуацию с нагрузкой на узел. И делается это в условиях, когда один торговый центр на этой точке уже имеется. Понятно, что девелопер хочет снять сливки с точки с большим пассажирооборотом за счет большого потока случайных покупателей. Но в цивилизованном мире такое строительство обременялось бы не только реконструкцией всего транспортного узла, но и созданием подземного паркинга, который покрыл бы и перспективные потребности торгового центра, и существующие уже сейчас потребности пересадочного узла. У нас же происходит стройка с минимумом обременительных условий для инвестора, без реальной реконструкции пересадочного узла...»
Автор блога «Город на реке Самара» Игорь Кондратьев считает, что строительство вокзала на Авроре – последствия действий чиновников тарховской команды Александра Шатохина или Андрея Смирнова. Именно этим он и объясняет удивительную спешность начала строительства автовокзала сразу после победы на мэрских выборах Дмитрия Азарова. Кондратьев также дал конкретные советы жильцам прилегающих к торговому центру домов: «В этой ситуации инициативная группа должна срочно обращаться к своим депутатам - Бескоровайной или Скобееву (это Железнодорожный район), а также к Гонтарю из «КПРФ».
Последнего надо просто брать за руку и тащить туда - он бывший зам. главы администрации Железнодорожного района. В противном случае жители уже скоро почувствуют плотное дыхание гигантской автостоянки у себя во дворе».
Сейчас на строительной площадке экскаваторы роют огромный котлован непосредственно рядом с местом, где находилось летнее кафе «Макдоналдс». Стройка обнесена забором, на котором не удалось обнаружить сведений ни о застройщике, ни о реализуемом проекте. Главный архитектор Самары Андрей Смирнов ныне находится в отпуске, а прямо под окнами протестовавших против расширения торгового центра жильцов домов по улице Авроры уже полным ходом шумит строительная техника. Объяснить суть происходящего застройщики не удосужились хотя бы посредством таблички, которая обычно вешается на заборы, огораживающие строительные площадки. Похоже, мы наблюдаем очередную из уже набивших оскомину ситуаций, когда происходящие серьезные перемены в жизни города будут объяснять населению задним числом.