На рынках губернии появился новый вид курительной смести «спайс» «JWH – 250». За последние несколько недель наркополицейские изъяли более пяти килограммов этих веществ. По словам представителей правоохранительных органов, синтетический наркотик еще опаснее, чем классический «спайс». Чем грозит для людей потребление ядовитой смеси? Как она появилась в нашей области? И что можно сделать для того, чтобы выдворить наркотик из Самарской области? На эти и другие вопросы ответил и.о. заместителя начальника управления ФСКН по Самарской области Николай Беседин.
– Николай Михайлович, не так давно на рынки губернии прорвался новый вид «спайса» – «JWH – 250». Как правоохранительные органы отреагировали на это, и каковы результаты тех визитов, которые силовики наверняка уже не раз наносили торговцам нового яда?
– После того как мы получили первую оперативную информацию о появлении на рынках Самары новых психотропных веществ, не входящих в список запрещенных, но от этого не менее опасных, мы проводили круглые столы в прокуратуре Самарской области. После обсуждения был сформирован план оперативных действий, в рамках которого мы провели проверки мест торговли и реализации этих веществ. В результате на сегодняшний день из незаконного оборота наркополицейские изъяли 5,4 килограмма данных средств.
Результаты химических исследований показали, что в их составе имеются такие вещества, как «JWH – 250», «JWH – 019» и другие. Эти вещества – аналоги синтетических каннабиноидов. Часть из них является также аналогом психотропных веществ.
– А какой вред организму наносит потребление этого модифицированного «спайса»? Многие молодые люди не бояться употреблять его, полагая, что это безвредный легкий наркотик.
– Легких наркотиков не бывает. А те вещества, о которых мы говорим – это синтетические аналоги наркотиков. А все синтетические наркотики вдвойне или даже втройне усиливают действия обычного. Быстрее происходит процесс привыкания. И последствия, конечно, очень трагичны. Я расскажу несколько случаев, которые официально не были зарегистрированы в нашей области, но в других регионах имели место. Например, под действием синтетического наркотика люди выходили в окно как в дверь. Был случай, когда у трех молодых людей после употребления этого вещества начались проблемы с психикой. Им казалось, что за ними следят – это так называемая шизофрения. Их положили на несколько дней в клинику для душевнобольных. Так что это очень сильные вещества.
– То есть эта разновидность «спайса» – «JWH– 250», по сути, вреднее, чем классический «спайс»?
– Если судить по тому, что уголовная ответственность за «JWH» наступает за 0,01 грамма. Это особо крупный размер. Так что пагубность его не вызывает сомнений. А если говорить непосредственных реакциях на организм, то разница также есть. Из бесед с нашими оперативными сотрудниками, которые задерживали наркоманов, употреблявших «JWH– 250», мы знаем, что реакции очень тяжелые. На первые 20 минут у людей пропадает зрение, пропадает слух. И человек просто отключается. Он абсолютно не дееспособен. Потом постепенно возвращается слух, зрение, но где-то еще пару суток сохраняется некоторая «ватность» в теле. Если от «JWH– 018», который также наносит колоссальный вред здоровью, человек может видеть галлюцинации и вести себя неадекватно, то полного отключения организма при этом нет.
– А в каких местах, как правило, торговцы реализуют эти вещества?
– Как правило, они арендуют небольшие отдельные помещения. В частности – ломбарды, в которых эти вещества могут продаваться под видом средств для чистки золота. Это могут быть и магазины, которые реализуют зоотовары, бытовую химию. Были случаи, когда наркотик продавался под видом средства для чистки аккумуляторов, солей для ванны и так далее.
– А какие на сегодняшний день могут бы применены санкции к людям, которые занимаются реализацией этих веществ? Ведь они не внесены в список запрещенных.
– Полномочия на сегодняшний день у нас есть, и они определены как федеральным законодательством, так и уголовным кодексом и кодексом об административных правонарушениях. Как правило, если данные вещества реализуются без соответствующих накладных, санитарных заключений и прочей разрешительной документацией, то здесь правоохранительные органы имеют право возбудить дело об административной ответственности. А если говорить об уголовном кодексе, то в нем существует статья 228 УК РФ, которая определяет наказание за реализацию наркотических средств и их аналогов. Именно к аналогам относятся этот модифицированный «спайс». Единственно, здесь имеются процессуальные различия. В настоящий момент мы собираем необходимый пакет документов, чтобы возбудить уголовные дела по выявленным фактам сбыта веществ.
Здесь также необходимо отметить, что когда мы изымаем у торговца какие-то подозрительные вещества, в итоге оказывается, что это не один вид наркотика, а несколько сразу. Так что в итоге уголовные дела все равно будут – это однозначно. По статье «Сбыт наркотических средств в особо крупном размере» преступнику грозит до двадцати лет лишения свободы.
– А как с официальной статистикой сейчас? Ведь было время, когда «спайс» продавался на каждом углу из-за того, что за это предусматривалось лишь административное наказание. Сейчас за его продажу карают так же, как за продажу героина. Помогли такие меры?
– Официальная статистика показывает, что потреблять «спайс» стали меньше.
Это если говорить о том классическом «спайсе», который был не запрещен до 2010 года. На сегодняшний день его очень мало в обороте, и это показывают те рейды, что проводят наркополицейские. Как следствие, его меньше стали употреблять. На сегодняшний день для нас большей проблемой являются лекарственные препараты, из которых изготавливаются наркотические вещества. В частности, речь идет о дезоморфине. Здесь стоит отметить также, что раньше «спайс» был доступен и поэтому сравнительно дешев. Когда его внесли в список запрещенных веществ, он стал стоить намного дороже и наркоманы не всегда готовы отдавать такие деньги. Отсюда и снижение статистики.
– А большая ли вероятность того, что на рынках губернии будут появляться все новые и новые виды «спайса»?
– Большая. Основной поставщик здесь – Азия. В первую очередь – Китай. Там они разрабатываются. По неофициальным данным, там уже разработано более двух с половиной тысяч различных аналогов «спайса». Сейчас в Самарскую губернию проник «JWH– 250», возможно есть и другие, но в поле зрение правоохранителей они пока не попали. Но работа в этом направлении ведется – изымаются вещества, проводятся экспертизы. Это делается для того, чтобы можно было определить новое вещество и внести его в список запрещенных к обороту на территории Российской Федерации.
Здесь стоит отметить, что несмотря на прогнозируемость появления этих веществ, то, будут они у нас реализоваться или нет – зависит только от наших граждан. Спрос рождает предложение. И употреблять наркотики или нет, человек решает сам – здесь мы не можем приставить каждому персонального полицейского.
– А какова вообще процедура запрета наркотического вещества?
– Это очень сложная процедура. Сначала вещество выявляется, изымается, проводится экспертиза. Затем все материалы и образцы направляются в федеральную службу. Сложность тут заключается в том, что экспертам необходимо установить биологическую составляющую, и каково воздействие этого вещества на организм человека. На сегодняшний день этот механизм отлажен и работает эффективно.