Последние несколько лет в Самаре регулярно муссировались слухи о том, что в городе орудует маньяк. По словам «всезнающих» обывателей, его жертвами стали то ли пять, то ли шесть человек. Якобы он забирался в квартиры одиноких девушек, насиловал и даже отрезал у своих жертв головы. Руководство облГУВД неоднократно сообщало, что данные пересуды не имеют ничего общего с реальностью. Но, как всем известно, дыма без огня не бывает. Скорее всего, Самара стала жить в режиме «маньяк в городе» из-за ранее судимого уроженца Ростовской области. В пятницу, 12 ноября, его обвинили в совершении 40 преступлений. По версии следствия, он изнасиловал и ограбил несколько десятков девушек.
В последние годы Самару наводнили слухи о маньяке, орудующем в городе. Количество несуществующих жертв воображаемого убийцы возросло до нескольких десятков. Говорили о том, что тела находят прямо в центре города. Затем сарафанное радио сообщило: маньяк якобы забирается в окна своих жертв, насилует и убивает. Из уст в уста передавались страшные подробности: изнасиловал, отрезал уши, изуродовал лицо, снова нашли расчлененный труп.
По мнению психолога Константина Лисецкого, именно слухи о массовых изнасилованиях получают самое широкое распространение в обществе. «Они касаются горячих тем и насыщаются эмоциями. Это первое, что начинает их подогревать. Вторая причина в том, что по телевизору нам всех этих маньяков и извращенцев преподносят в особо ярких красках, и это тоже влияет на фантазию людей. Что касается комментариев милиции, то могу сказать, что замалчивание, равно как и подробный рассказ о преступлениях, породит новые слухи. Какие-то ответы следователи, безусловно, должны давать населению, но сдержанно и без излишних подробностей. Это снимет ажиотаж», – считает господин Лисецкий.
И все же слухи о недавних нападениях на женщин возникли не на пустом месте. В пятницу, 12 ноября, следователи предъявили обвинение ранее судимому 36-летнему уроженцу Ростовской области Александру А. по пяти статьям Уголовного кодекса. Как говорится в сообщении СУ СКП РФ, с декабря 2005 по июнь 2010 года в Кировском, Промышленном и Советском районах преступник в ночное время нападал на одиноких девушек. Он передвигался на личном автомобиле – сначала грабил женщин, потом насиловал. «Кроме этого, Александр А. незаконно проникал в квартиры, расположенные на первых этажах жилых домов, где он также совершал хищение имущества и изнасилования. В ближайшее время следователи планируют завершить расследование уголовного дела», – рассказала 63.ru помощник руководителя СУ СКП РФ по Самарской области Елена Шкаева.
Оперативникам удалось выйти на след злоумышленника из-за того, что все преступления имели схожий почек. «Форточник» в первую очередь выбирал одиноких женщин, живущих на первых этажах. Задержанный, по информации силовых структур, воровал из квартир своих жертв сотовые телефоны, украшения и деньги. Общая сумма ущерба сейчас устанавливается, но, скорее всего, она будет не очень большая.
Впрочем, по мнению экспертов, взбудоражить самарскую общественность могли еще несколько происшествий. В пятницу, 12 ноября, следователи приняли решение об аресте 26-летнего жителя Самары. Как говорится в сообщении областного СУ СКП, в конце октября мужчина в Промышленном районе областного центра на улице Железной Дивизии напал на незнакомую женщину и нанес ей несколько ударов по голове тупым предметом. От полученных травм потерпевшая скончалась.
По версии следствия, желание убить женщину появилось у подозреваемого внезапно, без всяких на то причин. По оперативным данным он причастен к совершению других преступлений.
Правоохранительные органы принимают все меры для того, чтобы оградить общество от социально опасных людей, которые совершают преступления с особой жестокостью.
Так, в 2009 году милиционеры задержали самарца Серегя Бобенкова. Его подозревали в нескольких убийствах детей. Была установлена его причастность к двум преступлениям в отношении двух школьниц 11 и 13 лет. Маньяк подкарауливал в Железнодорожном и Кировском районах Самары девочек, возвращавшихся после первой смены из школы. Затем дожидался, когда они открывали двери квартир, и вламывался туда, где и совершал преступления. Сергей Бобенков покончил жизнь самоубийством в следственном изоляторе. Уголовное дело прекратили в связи со смертью обвиняемого.
Два года назад еще одного жителя Самары, Дмитрия Рябикина, обвинили в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении девяти потерпевших, заведомо не достигших 14-летнего возраста, а в отношении трех из них еще и в совершении покушений на изнасилование. После развода с женой Рябикин стал испытывать отвращение к женщинам. У него усугубилась имеющаяся склонность к педофилии. Первое свое преступление насильник совершил в отношении 10-летней девочки в декабре 2005 года. Почувствовав себя безнаказанным, в период с марта 2006-го по май 2007-го он совершил еще 8 аналогичных преступлений в отношении девочек в возрасте 11-13 лет на территории Кировского и Промышленного районов Самары.
По словам Константина Лисецкого, маньяки совершают свои преступления в основном не на сексуальной почве, а по причине психологической подавленности. «Дело в том, что воспитанием мальчиков и в детском саду, и в школе занимаются в основном женщины. Если по какой-то причине воспитатель или учитель начинает унижать ребенка, то у него начинает копиться агрессия и появляется та самая подавленность, которая постепенно достигает определенного предела и выплескивается наружу. Как раз в этот момент «нелюди» и совершают жуткие преступления. Это патология», – говорит господин Лисецкий.
Психологически подавленный становится потенциально готовым к насилию. Как рассказал психолог, среди преступников есть категория так называемых умных маньяков. «Это люди, которые, накопив в себе подавленность, тщательно обдумывают свою агрессию и готовят свои преступления. В случае если они начинают осуществлять свои замыслы, милиции сложнее всего поймать именно их», – подчеркнул Константин Лисецкий. Также, по мнению психолога, необходимо менять методику работы с мальчиками в садиках и школах. «Учителей и работников детсада нужно обучить этому, так как в воспитании девочек и мальчиков существуют различия. Это было бы полезно всему обществу», – уверен господин Лисецкий.