Долгожданный малыш родился, каждый день он делает новые движения, издает звуки. Все это умиляет и восхищает окружающих. Одним родителям кажется, что их кроха вундеркинд, который развивается быстрее сверстников. Других же не покидает чувство сомнения, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы расскажем, что должен уметь делать малыш до года, и когда отклонения от графика развития являются поводом обратиться к врачу.
Долгожданный малыш родился, каждый день он делает новые движения, издает звуки. Все это умиляет и восхищает окружающих. Одним родителям кажется, что их кроха вундеркинд, который развивается быстрее сверстников. Других же не покидает чувство сомнения, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы расскажем, что должен уметь делать малыш до года, и когда отклонения от графика развития являются поводом обратиться к врачу.
Первые месяцы
Новорожденный малыш находится в позе эмбриона. Ручки и ножки его прижаты к туловищу, кисти ручек обычно сжаты в кулачки. Движения малыша грубые, беспорядочные, медленные. Кроха реагирует на яркий свет, поворачивает голову к его источнику, жмурится. Резкий звук заставляет малыша моргать или вздрагивать. Ребенок большую часть времени спит, просыпаясь только на кормление. Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру.
«В полтора, два месяца ребенок должен уметь держать головку, - рассказывает заместитель главного врача по педиатрии СОКБ им. Калинина Наталья Куликова. – В этом же возрасте малыш начинает гулить».
Он уже может фиксировать взгляд на предмете, улыбаться.
«К трем, четырем месяцам пытается переворачиваться на бочок,- рассказывает врач. – Играет ручками, пытается схватить висящие над ним игрушки».
У новорожденного в этом возрасте ножки свободно распрямляются; кроха делает велосипед. Лежа на животе, малыш уже не только поднимает голову, но и приподнимает плечи.
В пять месяцев ребенок хорошо узнает свою маму, начинает отличать чужих от своих. Движения крохи становятся более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках.
«В возрасте с шести до семи месяцев малыш должен уже сидеть, – рассказывает заместитель главного врача по педиатрии. – А из положения лежа самостоятельно садится без поддержки».
При этом ребенок пользуется руками для равновесия, чтобы не упасть. Он свободно играет игрушками, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При кормлении из ложки открывает ротик. В этот же период кроха может осчастливить родителей первыми зубами.
Второе полугодие
«В восемь месяцев малыш уже проявляет попытки встать на четвереньки, - говорит Наталья Ивановна. – Может, держась за опору, попробовать приподняться».
Также в этом возрасте малыш уже может ползать, либо пытается это сделать.
Если кроху держать в вертикальном положении, он будет переносить часть веса на ноги. Может кормить себя сушкой или печеньем. Уверенно перекладывает предметы из одной руки в другую. Если малыша позвать, он повернется на голос.
«В возрасте от девяти до 10 месяцев малыш встает на ножки, держась за опору, - говорит Наталья Куликова. – Также в период, когда научился стоять, он начинает ползать, до тех пор, пока не научится ходить».
Малыш может не только стоять, держась за опору, но и передвигаться, например, по кроватке, придерживаясь за бортики. Может хлопать в ладошки, стучать предметами. Складывать одну емкость в другую.
«В 10-12 месяцев ребенок уверенно стоит на ножках, - говорит врач. – А к году малыш должен пойти. Он умеет уже делать несколько самостоятельных шагов. Может ходить неуверенно, держась за мамину руку, а может уже неплохо передвигаться и без поддержки. У всех детей это происходит по-разному».
К году ребенок может весить примерно в три раза больше своего веса при рождении.
В график не вписались
Понятно, что каждый малыш развивается индивидуально. Что-то у него получается раньше, что-то позже. Нельзя отслеживать развитие крохи строго по графику.
«Существуют физиологические этапы двигательной активности ребенка, которые мы сейчас рассмотрели,- объясняет Наталья Куликова. – Но это не значит, что все дети развиваются строго по этой схеме. У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности».
Есть много важных факторов, которые влияют на развитие малыша. Имеет значение, как с ним занимаются родители, как он питается, как набирает вес, какого он роста, и какая у ребенка наследственность. Все это корректирует описанный выше график развития крохи. Поэтому если вы не вписываетесь в календарь развития малыша, это еще не значит, что у него что-то не так.
«Если ребенок с рождения занимается плаванием, у него хорошая физическая подготовка и родители постоянно побуждают малыша к этим действиям. - Конечно, такой ребенок, скорее всего, будет опережать своих ровесников в развитии».
И наоборот, если же кроха ленив, неактивен, полноват, или если ему мало уделяют внимания, он, вероятно, будет немного отставать от сверстников.
«Если у ребенка задержка в развитии на два, три месяца, маме стоит обратиться за консультацией к неврологу или педиатру, – говорит Наталья Куликова. – Если малыш «ранний» и график опережает, но при этом его навыки не вызывают у него дискомфорт, а родители не заставляют грудничка ничего делать насильно, значит, организм ребенка физически дозрел до новых способностей».
Помогаем развиваться
Конечно, нельзя малыша принуждать, заставлять, чтобы он перевернулся, сел, встал и т.д. Но если вы видите у него стремление к этому, попытки, то нужно ребенку немного помочь, чтобы он научился новому навыку.
«Для того чтобы малыш правильно развивался, с самого рождения родители как можно больше должны заниматься с ним, - говорит врач. – Сразу начинайте разговаривать с малышом, играть. Делайте гимнастику для грудников, которую вам покажет врач в поликлинике. Как можно чаще совершайте легкие нежные поглаживания живота, ручек, ножек, лица при умывании».
Уже в трехнедельном возрасте малышу можно начинать вывешивать периодически яркие музыкальные игрушки. Только делать это надо в момент бодрствования крохи, чтобы во сне он не задел их и не испугался.
«Когда у малыша проявляется стремление к переворотам, помогайте ему, - говорит врач. – Покажите, как правильно это делать и по несколько раз в день, когда у малыша появляется желание, переворачивайте его».
После шести месяцев, если ребенок изъявляет желание сесть, показывайте ему, как это делать. Приподнимите его за ручки, что бы он сел с ровной спинкой и плавно опустите. Все упражнения лучше проделывать между кормлениями.
«Не нужно сажать ребенка в положение «полулежа», в мягкие подушки, или подкладывать ему что-то под спинку, - говорит врач. – Спина должна быть ровной. От полусидящего положения у малыша могут возникнуть проблемы с позвоночником».
Когда ребенок научился вставать и делает попытки ходить, родители начинают задумываться, чем бы ускорить этот процесс. И часто после этого в доме появляются ходунки. Родители уверены, что именно они являются стимулом к ходьбе малыша.
На самом деле при ходьбе в ходунках и ходьбе как таковой задействованы разные группы мышц. Ходунки устроены так, что основная нагрузка приходится на таз и позвоночник, ногами ребенок только отталкивается. Следовательно, сажать малыша в ходунки можно только тогда, когда он уверенно сидит без поддержки, с выпрямленной спиной, не сгибаясь и не заваливаясь на бок. Как правило, мало какой ребенок сможет долго сидеть. Устав, он не может пожаловаться на усталость и дискомфорт, поэтому выбирает положение, удобное для него - наклоняется на бок, скрючивается, и вызывает нежелательную нагрузку на позвоночник.
«Для того, чтобы помочь ребенку ходить, нужно придерживать его за ручки, - говорит врач. – И не за одну, а за обе, чтобы ребенок учился правильно это делать».
Постоянно создавайте стимулы для освоения малышом какого-то навыка. Каждый раз, когда у ребенка что-то получается, обязательно хвалите его.