Бурятские спасатели нашли самарских отшельников, пропавших два года назад. Как оказалось, бывший священник одной из церквей Самарской области завел своих последователей в тайгу, где они жили в течение двух лет. Несмотря на уговоры сотрудников милиции, только трое из шести паломников согласились на добровольную эвакуацию. Еще троих уговаривают сотрудники правоохранительных органов. По мнению экспертов, говорить о том, что именно подвигло бывшего служителя церкви на уединение в тайге и увод людей в труднодоступные места, сложно. Причиной этому могли стать как религиозные верования священника, так и жажда наживы.
Два года назад около 50 человек из Самарской области решили посетить святые места в Бурятии, часть из них не вернулась. После многочисленных обращений родственников, милиция и спасатели МЧС приступили к поисковым работам.
Как рассказали 63.ru в ГУ МЧС по Республике Бурятия, 8 ноября этого года группа из 11 сотрудников спасательной службы, милиционеров и проводников вышла из поселка Орлик, расположенного в Окинском районе республики. «По имеющейся на тот момент информации, трое отшельников находились на геологоразведочной станции в 80 километрах от вышеназванного населенного пункта. Еще три человека предположительно находились на реке Белин, на территории Республики Тыва, в 11 километрах от поселка геологов», – рассказали сотрудники МЧС.
В результате поисков всех шестерых паломников обнаружили недалеко от озера Белин-Холь Каа-Хемского кожууна. Среди них были бывший священник и «предводитель» паломников 67-летний Александр Воробьев, 68-летняя Вера Задкова, 29-летняя Елена Киреева, 56-летняя Татьяна Лобанова, 28-летняя Елена Лаптина и 54-летняя Рита Садыртинова. Одна из женщин является инвалидом-колясочницей. По словам спасателей, состояние здоровья у всех найденных удовлетворительное.
Из всей группы на эвакуацию согласились три человека. Сотрудники МВД беседуют с другими членами группы, просят их выйти из тайги. Для эвакуации людей, скорее всего, привлекут авиацию МЧС России.
Почему люди решили пойти за своим гуру в глухую тайгу, до сих пор непонятно. В 2008 году группа из примерно 50 паломников отправилась в Бурятию. Во главе их стоял бывший священник Александр Воробьев, служивший до этого в одной из церквей города Похвистнево Самарской области.
По неподтвержденным данным, многие из них распродали все свое имущество, чтобы осуществить свои планы и поселиться в тайге, вдали от цивилизации. Через некоторое время примерно половина людей, последовавших за своим учителем, вернулась, часть погибла. Остальные все это время жили на зимовьях, питались лесными ягодами и грибами, иногда приходили в ближайший поселок за продуктами или лекарствами. Причины, по которым люди пошли за своим вдохновителем, пока до конца не ясны.
Как считает самарский специалист по сектам Дмитрий Хаванов, скорее всего, Александр Воробьев, как и во многих похожих случаях, организовал секту. «Сказать о том, чем именно этот человек привлекал к себе последователей, сложно, так как неизвестны все подробности произошедшего. Но, по моему мнению, он, скорее всего, просто переманил к себе прихожан из церкви, в которой работал. Понимаете, священник для верующих – достаточно авторитетная личность. Он является как бы посредником между простым человеком и Богом. Поэтому люди, приходящие в церковь, верят настоятелю. Возможно, в данном случае Воробьев и привлек к себе верующих. Необходимо разобраться, сделал он это осознанно, ради наживы или, действительно, сам веровал в свои учения», – сказал Дмитрий Хаванов.
Также ученый отметил, что на данный момент в России существует около 80 крупных сект и тысячи мелких. Количество их последователей составляет от 600 до 800 тысяч человек. По другим данным, их число может достигать пяти миллионов человек. Все они находятся под непосредственным контролем различных сектантских организаций.
По этой причине в 2009 году в Самаре было принято решение о создании центра по противодействию сектантам. В нашем регионе работают около 20 сект. Основной контингент граждан, которые попадают под влияние деструктивных учений, состоит из людей, не обладающих критическим мышлением и не умеющих скептически отнестись к различным новшествам. Последователи различных культов умело манипулируют слабостью людей и их тайными желаниями.
Следует отметить, что на сегодняшний день нет четкого научного определения понятию «секта». По этой причине термин не употребляется в нормативных актах Российской Федерации. Согласно «Словарю античности», секты – это группы, отделившиеся от крупного течения и следующие за собственным новым вождем или исповедующие новую идею.
По словам настоятеля храма во имя иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Владимира Загаринского, произошедший в Бурятии случай трудно оценить однозначно. И пока еще рано говорить о том, что монах, который увел паломников в тайгу, организовал секту. «Александр Воробьев был клириком Самарской епархии, но потом исчез. То, что случилось с ним и с его спутниками, я точно охарактеризовать не могу. Но если человек поступил так с благословения иерарха, то это оправдывает его действия, это есть стремление к одиночеству. Если же Александр выступил с самовольным решением, то действовал из чувства собственной гордыни. В церкви все подчиняются иерархическому послушанию. В месте, где нет архиепископа, нет и церкви. Если человек действует по своему собственному желанию, то к православию это не имеет никакого отношения», – подытожил отец Владимир.