Село Ширяево на Самарской Луке вновь оказалось в поле зрения «инвесторов от туризма». Бизнес считает потенциальную прибыль, экологическая общественность – возможные риски.
В последние годы самарские СМИ не раз поднимали тему туристического обустройства знаменитого села Ширяево на Самарской Луке. За эту привлекательную площадку берется уже, по меньшей мере, четвертое поколение проектировщиков. В 90-х годах проект туристической зоны делала команда архитектурного факультета тогда еще Самарского инженерно-строительного института. Затем в селе и окрестностях стала устанавливать свои точки по обслуживанию отдыхающих компания «Самараинтур». Вслед за ней солидные средства на проектирование ширяевской туристско-рекреационной зоны пошли в рамках областной программы развития туризма. И вот на уровне областного правительства приняты еще два документа, также обещающих селу радужные туристические перспективы. А чем живо Ширяево сегодня, пока одна за другой пишутся программы и финансируются проекты? За ответом на этот вопрос мы отправились на Самарскую Луку.
Планы
Лет 15 назад ширяевцам были обещаны новые перспективы: такое красивое село с богатыми историческими традициями должно стать центром развития туризма, и именно в этой сфере сельчане начнут зарабатывать свой кусок хлеба.
«Ширяево станет круглогодичным курортом, на это и рассчитана программа развития здесь туристско-рекреационной зоны», - сообщил две недели назад на заседании областного правительства замминистра экономического развития, инвестиций и торговли области Олег Майоров, представляя Программу социально-экономического развития г. Жигулевска на 2011-2015 годы. Мы уже сообщали, что один из блоков этого документа как раз и направлен на частичное перепрофилирование экономики городского округа на решение туристско-рекреационных задач, в частности строительство в Ширяеве горнолыжного курорта и объектов сервиса. На круглогодичном же обслуживании отдыхающих в Ширяеве упор сделан и в программе развития туризма губернии на ближайшие годы, которая была утверждена региональным кабинетом министров в конце октября. Помимо областных средств авторы двух программ намерены задействовать и средства федеральные. По словам Олега Майорова, в 2011 году планируется завершить проектирование первоочередных объектов и подать заявку на участие в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», чтобы в 2012 -2013 годах реализовать проект на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств частных инвесторов и федерального бюджета.
Что же, судя по новым программам, может ожидать это село? Нам попал в руки буклет «Инвестиционный потенциал Самарской области в сфере туризма и гостиничного бизнеса», выпущенный облдепартаментом развития туризма. Туристско-рекреационный комплекс «Жигулевская жемчужина» на Самарской Луке и его составная «ширяевская» часть под названием «Долина Репина» обещают, что здесь будут лыжная станция для горных и равнинных лыж, поле для гольфа, пляжный клуб, спортивный порт, центр горного велосипеда, панорамная телекабина, трамплин для прыжков, стадион, центр приключений, центр эскимосской культуры «Мир холода», скалодром, подвесной тибетский мост и даже «самая большая в мире обзорная санная трасса (тобогган) – вариант американских горок с прокладкой рельс по рельефу местности без применения громоздких опор». Соответственно, должны появиться гостиницы, кафе, рестораны, новые дороги, речные причалы и площадки для малой авиации. Обнародован объем финансирования «Долины Репина»: только на объекты инфраструктуры и спортивные сооружения надо будет потратить 37,7 млн евро. А раз рассчитано вложить столь солидные средства, значит, для окупаемости задуманного сюда должны круглогодично приезжать не сотни, а тысячи и тысячи отдыхающих. Между тем, как известно, ширяевская долина – это зона особо охраняемой природной территории национального парка «Самарская Лука». И совсем рядом, по кромке гор, проходит граница Жигулевского государственного заповедника, в котором действует предельно строгий режим охраны. То есть, если следовать российскому природоохранному законодательству, в этой местности никак не может быть реализован столь громоздкий, шумный, техногенный и многолюдный проект. Потому идеологов новых замыслов, скорее всего, ждет немало споров и стычек с природоохранными структурами. И именно поэтому было сломано уже немало копий по поводу широкого туристического освоения ширяевской долины.
Сегодняшняя реальность
За те 15 лет, что идут разговоры об освоении ширяевской долины, здесь появилось всего-то несколько единичных объектов, в основном для летнего отдыха. Первыми «отметились» и, надо сказать, очень «в кон», областное министерство культуры и Самарский областной художественный музей. В Ширяеве появились музейный комплекс Ильи Репина, затем музей крестьянского быта, и проводимые ими традиционные летние праздники каждый год собирают хотя и небольшое, но стабильное число гостей. Компания «Самараинтур» поставила несколько лет назад хорошую пристань для приема небольших туристических судов и прибрежные кафе, сувенирную лавку, пункт проката велосипедов и лошадей для прогулок. Был отсыпан песком небольшой участок пляжа, но в целом береговая полоса остается малопригодной для купания и тем более причаливания катеров, моторных лодок, яхт. Нацпарк «Самарская Лука» установил не столько объекты отдыха, сколько напоминания об охранном статусе этой территории: несколько качественно выполненных информационных аншлагов. А пару недель назад, как нам сообщил директор НП «Самарская Лука» Александр Губернаторов, сотрудники нацпарка взяли под свою опеку остатки каменных строений бывшего завода купца Ванюшина, чтобы со временем сделать здесь музей истории парка и информационный центр. Согласование от минкультуры получено, строения начали огораживать от посторонних вторжений. И еще один объект был установлен здесь совсем недавно: довольно несуразная стела на Поповой горе, профинансированная культурно-историческим фондом «Булгарское наследие».
Вот, собственно, и все, что обустроено для отдыхающих в Ширяево за те 15 лет, что ведутся разговоры о создании масштабной зоны отдыха. То есть каждая из организаций действует по своим скромным планам, в рамках своих скромных бюджетов, путем так называемой «точечной» бессистемной застройки. Очень многих это скромное освоение бесконечно радует, поскольку тихая ширяевская красота – одно из самых ценных достояний Самарской Луки. Но новые планы освоения появляются один за другим с завидным упорством, потому никто сегодня не может с абсолютной уверенностью сказать, что ждет Ширяево завтра.
«Мы за развитие. Но разумное»
В Ширяеве нам очень хотелось узнать, что думают по поводу очередных планов масштабного туристического освоения территории сами жители, структуры, которые здесь работают, а также заинтересованная общественность.
Комментарии жителей были скупы, поскольку их здесь остается совсем немного: в Ширяево давно уже обосновались дачники из Самары, Тольятти и Жигулевска, которые, естественно, категорически против массового наступления на эти места. Они вкладывали деньги не в шумный суперкурорт, а в личный отдых на лоне природы.
Вот какого мнения придерживается директор НП «Самарская Лука» Александр Губернаторов: «Если обобщить, то развитие организованного туризма должно способствовать и развитию нацпарка, поскольку «дикий» туризм сейчас наносит нам немало вреда. Но очень важно, каким будет это организованное обустройство. Радует, что облдепартамент развития туризма готов работать по ширяевскому проекту в связке с нами. Департамент предоставил нам свои расчеты и планы, просил внести коррективы. Мы написали свои возражения по нескольким ключевым моментам. К примеру, проектанты рассчитывают на курорт на 1 миллион посещений. Мы сразу внесли коррективы: такой наплыв в Ширяево невозможен, территория начнет стремительно деградировать. И предложили разумную альтернативу для разгрузки: на всей площади Самарской Луки сегодня действуют или же простаивают 72 турбазы, так что отдыхающих разумно рассредоточить, а не собирать в одном Ширяеве. Однозначно «не пройдут» 60-метровый памятник на Монастырской горе, громадный горнолыжный комплекс со множеством трасс, под которые придется рубить широкие просеки и срывать по полгоры. Дорога в Каменную Чашу шириной 25 метров – ноже нонсенс. А вот мини-гостиницы в крестьянских домах, лыжные трассы, условия для занятий велотуризмом – это нужно и наверняка будет востребовано. То есть в проекте есть элементы приемлемые, есть неприемлемые. И мы с облдепартаментом конструктивно в этом направлении работаем. Так, департамент согласился с нашим возражением против дороги через всю Луку от села Аскулы, а мы, в свою очередь, согласились с предложением строительства дороги от Ширяево до Подгор. Эта трасса действительно нужна. У нас есть расчет на то, что обустроенное Ширяево отвлечет многих скучающих туристов от «диких» походов по горам и штольням, где они оставляют мусор и незатушенные костры».
Директор Жигулевского государственного заповедника Юрий Краснобаев с коллегой солидарен: «Развитие ширяевской долины – объективная реальность. Национальный парк должен развиваться. Но до каких пределов пойдет это развитие – должна будет сказать государственная экологическая экспертиза. Если главный конек проекта – масштабный горнолыжный комплекс – потребует массовых рубок деревьев на склонах гор, объективная госэкспертиза должна будет проект отклонить. Такие рубки оправдать и «протолкнуть» будет очень нелегко, и авторы проекта уже сегодня должны это учитывать, чтобы не тратить зря бюджетных средств на неразумное проектирование».
Научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН Юрий Рощевский, больше 10 лет проработавший на Самарской Луке, более категоричен: «Отпускаются огромные деньги на проектирование совершенно недопустимых, абсурдных, опасных вещей. С одной стороны, такие проекты привлекательны для обывателя, поскольку обещают красивый комфортный отдых и занятость местного населения. Но с другой – в таких планах заложена социальная, экологическая «бомба». Я настаивал и продолжаю настаивать, что столь грандиозные суперпроекты для национальных парков недопустимы, они нацпарки разрушат, и виноватых потом не найдешь».
Так что спор вокруг ширяевской долины продолжается. Бизнес хочет всего и сразу, природоохранные структуры и экологическая общественность этот напор намерены сдерживать по мере сил и при поддержке закона. Чтобы «Долина Репина», если уж ей суждено быть, не столько качала прибыль, сколько стала образцом цивилизованного освоения ценнейшей природно-исторической территории.