Около 16 тысяч рублей потратит среднестатистический россиянин на празднование Нового года, подсчитали аналитики. При этом, большая часть этой суммы пойдет на покупку подарков и лишь четверть – на праздничный стол. По оценках экспертов, позитивный настрой граждан свидетельствует о том, что россияне прекратили ждать черного дня и отошли от кризиса. Ретейлеры, работающие в Самаре, также уверены, что спад покупательской активности, наблюдавшийся в прошлом году из-за кризиса, в этом году сменится более уверенными тратами.
Около 41% россиян планируют потратить на празднование Нового года столько же, сколько и в прошлом году, а 31% респондентов готовы увеличить сумму расходов на предпраздничные покупки.
Причиной увеличения расходов россияне называют рост собственных доходов, а также желание наслаждаться процессом покупок как таковым, и не думать о финансовых трудностях.
Сколько тратят в среднем на Новый год?
– Люксембург – 1,2 тыс. евро;
– Ирландия – 1020 евро;
– Швейцария – 830 евро;
– Великобритания – 750 евро;
– Испания – 655 евро;
– Франция – 605 евро;
– Германия – 470 евро;
– Россия – 385 евро;
– ЮАР – 375 евро;
– Украина – 280 евро.
Источник: Deloitte
Об этом свидетельствуют данные исследования потребительской активности населения в период новогодних праздников, проведенного специалистами аудиторско-консалтинговой компании Deloitte.
Опрос показал, что в среднем празднование предстоящего Нового года среднестатистическому россиянину обойдется примерно в 16 тысяч рублей (большинство опрошенных готовы потратить около 385 евро на новогодние каникулы). Из них: порядка 9200 рублей тратится на покупку подарков, около 2900 рублей – на праздничное угощение и около 3700 рублей – на развлечения.
В новогодние и рождественские праздники стандартно отмечается рост потребительской активности. Так, даже в посткризисный 2009 год, по подсчетам аналитиков, затраты на покупки «под елку», новогодний стол и развлечения, достигли докризисного уровня.
Впрочем, согласно данным опроса, проведенного Dengi63 в 2008–2009 году, в новогодние каникулы на ряду с тратами, которых не избежать, граждане активно экономили.
Так, в разгар кризиса – в начале декабря 2008 года – 38,8% опрошенных утверждали, что намерены провести каникулы с минимальными тратами. 23,8% участников опроса закупали заранее продукты, опасаясь резкого роста цен. В 2009 году 46,6% участников опроса не планировали покупать подарки к Новому году. 12,3% – откладывали деньги на новогодние траты заранее.
По окончании каникул в прошлом году 44,7% респондентов анализируя свои расходы говорили, что им «только и хватило, что на новогодние каникулы», 17,8% занимали деньги после праздников у знакомых и открывали копилки.
В текущем году эксперты ожидают несколько иной ситуации.
«В текущем году в абсолютном выражении затраты россиян стали формироваться на несколько более высоком уровне, нежели годом ранее, что связано с ростом инфляции», – говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Напомним, индекс потребительских цен в России, согласно данным Росстата, с начала года, по состоянию на 22 ноября 2010 года, составил 107,4%, то есть цены на товары и услуги выросли на 7,4% (на товары – на 6,54%). По итогам текущего года, инфляция, по официальному прогнозу Минэкономразвития России, составит около 8%. В Самарской области, по данным Самарастата за ноябрь 2010 года, индекс инфляции составил 100,9 %, а c начала года – 106,8%.
В среднем же на декабрь каждого года, согласно статистике, приходится около 11% от общего объема годового товарооборота розничной торговли, объем продаж в декабре в среднем на 25-30% выше, чем в другие месяцы. Для отдельных сегментов ретейла, отличающихся высокой сезонностью спроса, волатильность может быть еще более выраженной. Сезонный всплеск характерен для большинства сегментов розничного рынка. Нет никаких оснований для изменения тренда в текущем году: представители торговых сетей, работающих в Самаре, ожидают от горожан более высоких трат, чем в прошлом году.
«Показатели роста продаж в предпраздничный период варьируются, в зависимости от формата магазинов. Так в сетях «Пятерочка» и «Перекресток» рост в декабре, по сравнению с ноябрьскими показателями, составляет 30-40%. В то же время в гипермаркетах «Карусель» фиксируется рост уже в 60-70%», – рассказал директор Средне-Волжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков.
По словам господина Рыжкова, перед Новым годом в магазинах увеличиваются продажи всех видов алкогольных напитков, в три – четыре раза, по сравнению с октябрем-ноябрем. В категории non-food, традиционно, особым спросом пользуются елочные украшения, детские игрушки, «символы года», новогодние костюмы, парфюмерные наборы и бритвенные принадлежности в подарочных упаковках, текстиль (прихватки, полотенца, постельное белье).
«В новогодний период повышается спрос на все категории товаров. Покупатели выбирают подарки родным и близким. В частности, популярностью пользуется цифровая техника: фотоаппараты, видеокамеры, мобильные телефоны, электронные фоторамки», – отмечает менеджер по связям с общественностью «Эльдорадо» Дмитрий Помогаев.
Ретейлеры также рассчитывают, что нынешний новогодний сезон принесет им большую прибыль, нежели 2009 год: россияне перестали копить деньги на черный день и могут позволить себе тратить на праздники спокойно.
«Прошлый декабрь отличался сильным спадом покупательской способности – в связи с экономическим кризисом покупатели придерживали свои сбережения. В этом году люди стали тратить деньги значительно более уверенно. По сравнению с прошлым годом, рост продаж в 2010 году составил от 20 до 50%, в зависимости от формата магазина», – отметил Владимир Рыжков.