Новый год и Рождество – любимое время для самарцев. Но многие ли могут похвастаться знанием того, как встречали зимние праздники наши языческие предки? И откуда пошла традиция наряжать новогоднюю елку? Об этом и многом другом в интервью 63.ru рассказала профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА, преподаватель фольклора Ольга Журчева.
– Ольга Валентиновна, расскажите, насколько отличается современное празднование Нового года, от того, как это событие отмечали наши предки?
– Новый год, отмечающийся с 31 декабря по 1 января, не являлся праздником как таковым. Праздником он стал в самом начале 18 века, когда его ввел Петр Первый по немецкому образцу. Новый год наши предки в разные периоды отмечали по-разному. Могли осенью, могли в марте. Сейчас некоторые отмечают и так называемый восточный новый год. А древние формы зимнего праздника, который мы называем новым годом, наши предки именовали святками. А их связь с Рождеством появилась уже после принятия христианства на Руси. Традиционные зимние святки были связаны не столько с новым годом, сколько с обычными календарными реалиями, например, с зимним солнцестоянием, началом нового солнечного цикла. Очень многие вещи, которые вошли в этот праздник и которые помнят сейчас, объясняются именно этим.
– Расскажите подробнее о святках: какие их древние формы сохранились до сих пор?
– Под святками наши предки подразумевали начало нового солнечного цикла. И это отразилось в некоторых элементах праздника. Например, Вифлеемская звезда – мы привыкли, что это символ Рождества. Ее несли ряженые во время шествий. Как она выглядит? Многоугольник (чаще всего пяти- или восьмиугольник), вписанный в круг. Но это изображение еще и традиционный солярный знак, т.е. знак, обозначающий солнце, призывающий солнце, новый солнечный цикл, который должен был принести хорошую погоду, надежду на урожай и так далее.
На святки существует еще одна важная традиция – ряжение. Ряжение – это не просто переодевание, а переодевание в костюмы и маски тех мистических персонажей, которые считались покровителями человека. Самыми распространенными являлись костюмы и маски животных, чаще всего лесных. Разные народы верили, что их род, сообщество ведет свое происхождение от того или иного животного. У славян такими животными были коза, медведь, конь или коник (конь), но встречались и другие – волк, журавль, петух и так далее. При этом святочные маски и костюмы делались всем миром, бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Кроме того, была популярна маска «умруна», иначе говоря – покойника. Под покойником понимался предок ныне живущих людей, ему нужно было приносить жертвы. Считалось, что предки обладали мистическим знанием: могли указать, где находится клад, могли предсказывать будущее. Поэтому для людей в древности взаимоотношения с ними были очень важны. Отмечу, что «умрун» не имел вида привидения, мертвеца из современных фильмов ужасов. Он был одет в длинную белую рубаху, своеобразный саван. Надевали эту рубаху прямо поверх зимней одежды. У человека, который изображал умруна, было выбеленное лицо, иногда ему даже подрисовывали круги вокруг глазниц. Обязательными были зубы, вырезанные из редьки, брюквы или репы. И среди ряженых обязательной была маска шутовского царя. Этот персонаж скорее связан именно с Рождеством. Это своеобразная память о тех трех волхвах (или царях), которые первые узрели Вифлеемскую звезду и пришли поздравлять младенца Христа.
Такая процессия шествовала по деревне и колядовала. Коляда – это божество природы у язычников. Ее образ сохранился только в особых песнях – колядках. Это представление о матери-природе. Колядующие славили ее и жителей дома, куда они пришли. За благословение хозяева жилища должны были чем-то угостить колядующих.
– А если хозяева отказывались?
– Было и такое, иногда попадались люди жадные, скупые и вредные. Тогда их проклинали. Проклятие, конечно, было шуточное, но воспринималось тогда вполне серьезно. Ведь это был период праздника! Он наделялся сакральным смыслом.
– Какие яства на столах были в то время?
– Святки – это праздник, который имел много составляющих частей. Та часть, о которой я говорила, включала в себя еще и ритуальное кушанье. Поскольку праздник был связан с растительностью – важнейшей частью его было пожелание будущего урожая – то и ритуальная еда была связана с аграрными культурами. Особым символом плодородия были зерно, хлеб и всевозможные хлебные изделия. Выпекались, например, печенья в виде фигурок животных, например, коз. В некоторых районах эта выпечка так и называлась – «козюльки». Когда-то это составляло основные дары для колядующих. Но со временем это ушло. Колядовала все больше молодежь, которая собирались своим кругом: неженатые молодые люди, незамужние девицы. Они собирали складчину из угощений. Это могли быть пироги, домашние колбасы, сало, городские конфеты и сахар, которые, к слову, считались настоящим «деликатесом» для крестьян.
В конце 19 начале 20 века колядующими чаще становились уже дети. Даже у Гоголя в повести «Ночь перед рождеством» – это конец 18 века – мы видим, что колядуют в основном молодые люди и для них это уже не обряд, а игра, баловство.
– Раз уж мы заговорили о еде... Расскажите, откуда пошел этот стереотип, что русский народ в праздники всегда наедается до отвала и пытается поглотить даже больше, чем может? Ведь так действительно многие считают.
– Это относится к любому народу вообще. В древности люди верили в «магию первого дня»: что происходит в первый день нового календарного или жизненного цикла, то и будет сопровождать человека все время. Наша традиционная поговорка «как новый год встретишь, так его и проведешь» происходит именно оттуда. Это не просто своеобразная присказка – это и есть магия первого дня. А поскольку праздник тесно связан с аграрной тематикой, он предполагал, что главное для человека – это воспроизводство растительности, животных, самого человека. Человек более чем сейчас зависел от природных явлений, в том числе, и непредсказуемых и неуправляемых. Поэтому в определенные праздничные дни люди ели даже через силу, чтобы обеспечить плодородие природе и сытость для себя и близких в течение всего года.
– А с чем связана современная традиция гадать в святки?
– Празднование святок имело еще одну составляющую часть. Она связана с тем, что древние люди верили, что в определенные моменты календарного года, в частности, в дни летнего и зимнего солнцестояния наступает разгул нечистой силы. И в этот момент человек может узнать будущее, а самый простой способ узнать будущее – гадание. Гадание – это целый комплекс сложных мистических представлений и действий, но до нас в основном дошли только девичьи гадания.
– На жениха?
– Да. Зимние гадания «на жениха» очень разнообразны. Они достаточно просты и иногда наивны, отвечают на такие простые вопросы: «Богат или беден будет будущий избранник?», «Блондин или брюнет?», «Скоро ли выйду замуж?», «Выйду ли вообще?» и так далее. Магия, которую использовали для таких целей, называется гомеопатической, ее принцип – вызывание подобного подобным. Были гадания, в которых задействовали животных. Например, насыпали курице зерна на пол и выпускали. Куда пойдет клевать – направо или налево – оттуда и будет жених. Одно из популярнейших гаданий – с гребешком. Девушка вешала его в овчарне так, чтобы овечки могли задеть его. И на гребешке оставалась их шерстка. Какой больше осталось – черной или белой – таким и будет жених. Брюнетом или блондином соответственно. Подобные гадания описаны в произведениях Пушкина и Жуковского. Там описано, как незамужние девушки бросали сапожок или туфельку за забор или просто спрашивали у первого встречного парня – как тебя зовут? Названное имя – есть имя будущего жениха.
– Но были и более сложные гадания?
– Да. И даже где-то страшноватые, носившие мистический характер. Девушка пыталась словно бы войти в отношения с потусторонним миром. Такие гадания связаны, в первую очередь, с зеркалом. Зеркало в древности считалось своеобразным окном в потусторонний мир. Самая простая разновидность такого гадания – положить зеркальце под подушку, чтобы во сне увидеть суженого-ряженого. Или читать заговор перед зеркалом, чтобы он показался там. При этом гадать нужно было в потаенном месте. Лучше всего – в холодной бане, где нечистой силы было больше всего.
– Ольга Валентиновна, а было ли у наших предков подобие новогодней елки? Или это полностью европейская традиция?
– В древности в зимние святки наши предки ничего не наряжали. Ель или какое-то другое дерево украшали в летние святки. Эта традиция была связана с играми незамужней и неженатой молодежи. Елка, наряженная, как правило, цветными ленточками, обозначала сердечную привязанность. Молодой человек мог поставить такое дерево около дома своей возлюбленной, чтобы показать, что хочет на ней жениться. Вокруг наряженной елки или березы молодежь водила хороводы, пела песни.
Самое интересное, что зимнее украшенное дерево возникло именно по аналогии с летним – об этом можно прочитать в научных трудах по фольклору. А современная наряженная новогодняя ель потеряла все свои мистические черты и стала просто знаком праздника. Но она все равно напоминает нам о старой традиции.
– То есть никакого сакрального смысла это дерево в себе не несет?
– Нет, и никогда не несло, если говорить о наряженной елке на новый год. Она изначально была декоративным знаком праздника и торжества. Ее украшали игрушками и лакомствами, что сразу сделало новогоднюю елку детской забавой. И праздник нового года сам по себе стал больше детским праздником, хотя его отмечали все.
– А может ли случиться так, что россияне вернутся к новогодним традициям своих предков?
– Смысл праздников и обрядов не может быть обратим. Человеческое сознание эволюционирует, меняется. Мы можем осуждать эти изменения, но они объективны. Это происходит под напором цивилизации, и вернуть, конечно, сакральный смысл праздника нельзя. Может быть, это и не нужно. Но традиции нужно помнить и хранить.
– А нынешние студенты-филологи и студенты-журналисты испытывают интерес к традициям и обрядам наших предков или относятся к изучению предмета «устное народное творчество» как к неизбежной обязанности?
– Все студенты разные – у кого-то есть живой интерес, у кого-то нет. Но в данном случае я не склонна обвинять их. Я вижу огромное изменение в сознании молодых людей. Потому что сейчас нет мотивации к учению. Этому печальному факту способствуют СМИ. Это появилось и в школе с введением ЕГЭ.
Бывают такие студенты, которые может быть и учились бы хорошо, но они еще, если можно выразиться, не проснулись для жизни. Очень важным для обретения жизненного опыта в широком смысле слова является возможность приобщиться к жизни и культуре тех людей, что жили много веков назад, наших далеких предков. Те, кто интересуются этой областью, делают для себя открытия, удивляются каким-то вещам. Знакомство с фольклором родного народа позволяет в знакомом увидеть незнакомое, что очень расширяет возможности получения жизненного опыта и интереса к гуманитарному знанию.
– Ольга Валентиновна, что бы вы хотели пожелать нашим читателям в Новом году?
– Во-первых, здоровья. Мы живем в очень сложное время, когда оно особенно необходимо. Человеку, здоровому как физически, так и психически, и нравственно существовать намного легче. Во-вторых, на мой взгляд, важно быть в гармонии с собой и окружающим миром. Именно этого я и желаю читателям 63.ru – здоровья и гармонии!