Во вторник, 1 февраля, коллегия по уголовным делам Самарского областного суда приняла жалобу адвоката Андрея Соколова на постановление об эксгумации тела Георгия Кутузова. Следователи хотят эксгумировать прах покойного в рамках расследования уголовного дела. Напомним, что Кутузов погиб после встречи с патрулем конной милиции, представители которой приковали несчастного к лошади. Животное испугалось автомобильного гудка и побежало, потащив несчастного за собой. Защита уверена, что причиной смерти Кутузова стала черепно-мозговая травма и последующее кровоизлияние, случившееся несколько позже. По мнению адвоката и представителей общественности, сейчас следствие намерено эксгумировать тело покойного с целью доказать непричастность милиционеров к произошедшей трагедии.
Решение об эксгумации тела Георгия Кутузова суд Промышленного района Самары принял в середине января текущего года. По мнению следственных органов, ходатайствующих о данной процедуре, эксгумация необходима для уголовного разбирательства над причинами гибели господина Кутузова. Напомним, что мужчина весной прошлого года оказался в больнице после встречи с сотрудницами конной милиции Лидией Котовой и Татьяной Терехиной. Они остановили его на улице, заподозрив, что тот находится в нетрезвом состоянии. Когда Кутузов отказался пройти с ними в участок для составления административного протокола, Лидия Котова повела его силой, пристегнув наручниками к элементам седла. В какой-то момент лошадь испугалась автомобильного сигнала и понесла. В результате Кутузов получил тяжелейшие травмы и оказался в реанимации. Позже его вписали. Однако через два месяца он скончался от кровоизлияния в мозг на своей даче в статусе обвиняемого по уголовному делу о «публичном оскорблении представителей власти» и «применении насилия в отношении представителей власти». Это дело возбудил в отношении него следственный отдел Промышленного района практически сразу после случившегося. Впрочем, после того как дело приобрело общественный резонанс, его закрыли.
По мнению семьи погибшего, ответственность за трагедию лежит на плечах сотрудниц конной милиции Котовой и Терехиной. Правда, добиться возбуждения уголовного дела в отношении стражей порядка оказалось не так-то просто. Сначала девушки вообще отказывались от того, что пристегивали несчастного к лошади. Но впоследствии следственный комитет признал, что этот факт имел место, но не является незаконным. «Георгия Кутузова пристегивали, следствие это доказало абсолютно точно. С точки зрения человеческой логики и здравого смысла это неправомерно, с точки зрения закона – нормативного документа, регламентирующего порядок конвоирования лошадьми, нету», – утверждает руководитель СУ СКР по Самарской области Виталий Госткин. Но уголовное дело возбудить все же удалось. Правда, лишь после того, как уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова написала письмо председателю следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой разобраться в происходящем.
После вмешательства федералов областной следственный комитет возбудил уголовное дело по данному факту, однако только против одной из сотрудниц – Лидии Котовой. Как рассказала 63.ru пресс-секретарь СУ СКР по Самарской области Елена Шкаева, фигурантке инкриминируют статью «Превышение должностных полномочий с применением специальных средств». «По версии следствия, подозреваемая незаконно и необоснованно применила в отношении потерпевшего наручники, пристегнув их к элементам седла лошади, тем самым нарушив положения Конституции Российской Федерации, ограничив свободу передвижения Кутузова. После этого лошадь, на которой Котова осуществляла патрулирование, потащила за собой пристегнутого к ней потерпевшего, который в результате получил телесные повреждения, относящиеся к легкому вреду здоровья», – поясняет позицию следствия Елена Шкаева.
Как раз споры вокруг степени нанесенного здоровью Кутузова вреда и стали поводом для эксгумации его тела. По мнению защиты, данные экспертизы, легшие в материалы дела и утверждающие, что Кутузов получил легкие травмы, получены путем давления на судмедэкспертов. Именно по этой причине следствие ходатайствовало об эксгумации тела покойного для проведения повторной экспертизы. Служители Фемиды удовлетворили его. Однако есть ли смысл в этом мероприятии, если со дня похорон погибшего прошло восемь месяцев, и биоматериалы уже непригодны для исследования? Мать Кутузова Полина Андреевна, не согласившись с таким решением, подала кассацию в областной суд. «В жалобе Полина Андреевна Кутузова ссылается на преждевременное решение об эксгумации и недостаточную проверку доводов следствия, говорит о необоснованности решения до исследования всех имеющихся медицинских документов, которые предварительное следствие не пожелало получить у нее и которые не направлялись следователями экспертам для анализа, – поясняет адвокат Кутузовых Андрей Соколов. – Опрошенный в суде судмедэксперт также подтвердила, что не видела значительную часть медицинских документов, которые находятся у Полины Андреевны. При таких обстоятельствах – без полноты анализа имеющихся медицинских документов – невозможно решить вопрос о необходимости эксгумации трупа и невозможности проведения судебно-медицинской экспертизы по документам».
Коллегия по уголовным делам Самарского областного суда приняла жалобу семьи Кутузовых. Рассмотрение ее состоится 22 февраля.