В 2010 году в результате предпринятых компаний «МегаФон» мер поволжским абонентам возвращено более 250 000 рублей.
В 2010 году сотрудниками Поволжского филиала ОАО «МегаФон» было обработано около 20 000 обращений по фактам мобильного мошенничества и подозрениям в нем. В результате поволжским абонентам возвращено более 250000 рублей, полученных злоумышленниками обманным путем.
Основные мероприятия по борьбе с мошенничеством, реализованные компанией, – блокировка сервисов и номеров мошенников в Поволжье, запросы на блокировку в другие филиалы и другим операторам, мониторинг интернет-сервисов контент-провайдеров и оперативное устранение выявленных нарушений.
В 2010 году компания усовершенствовала технологию автоматического оповещения абонентов о стоимости услуг контент-провайдеров. Специально для информирования абонентов в июне 2010 года «МегаФон» запустил интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам, – портал stopfraud.megafon.ru. Здесь абоненты могут получить информацию о схемах обмана и способах защиты. Через раздел обратной связи можно оперативно проинформировать компанию о случаях мошенничества – эти сообщения впоследствии обрабатываются и пополняют базу данных.
Особое внимание компания уделяет информированию детей о мошенничестве. С 2009 года оператор реализует социальный проект «Мобильные уроки», в ходе которого ребята узнают о том, как уберечь телефон от кражи и потери, получают подробную информацию об уловках мошенников и о том, как избежать обмана с их стороны.
В 2011 году компания продолжит развивать комплекс мер по борьбе с мобильным мошенничеством с целью защиты интересов абонентов.
Самые распространенные схемы мобильного мошенничества в 2010 году в Поволжье:
Некорректное указание стоимости услуг контент-провайдеров в сети Интернет. Случаи, когда на сайтах указывается, что сервис предоставляется бесплатно, либо стоимость SMS-сообщения рассчитывается согласно тарифу, на который подключен абонент, либо стоимость сообщения варьируется от 3 до 5 рублей. В действительности цена SMS оказывается от 100 до 300 рублей.
Псевдосервисы в сети Интернет. Такие услуги, как: «получение текста SMS подруги или друга», «определение местоположения другого абонента», «получение информации о тайне фамилии» и т.д. Абоненту, откликнувшемуся на рекламный призыв воспользоваться подобным сервисом, приходится отправлять несколько дорогостоящих SMS-сообщений с ответами на вопросы: «Исполнилось ли Вам 18?», «Позволяет ли Вам Ваше вероисповедание получить данную информацию?» и т.д. В результате абонент теряет деньги и не получает заявленной услуги.
«Просьбы о помощи». Абонент получает SMS якобы от родственника с просьбой внести денежные средства на указанный номер, либо на тот, с которого и поступило сообщение. Текст может быть следующим: «Мама, положи мне на этот номер 300 рублей, позже все объясню».
Блокировщики компьютера и порнобаннеры. При переходе на различные сайты автоматически всплывают окна с картинками эротического содержания, которые блокируют работу компьютера. Условием для разблокировки, указанным на том же баннере, является отправка SMS на определенный номер. В последующем оказывается, что требуется отправить несколько сообщений, каждое из которых стоит 200-300 рублей, причем в результате отправки разблокировки не происходит.
«Выигрыши». Абонент получает SMS-сообщение с информацией о крупном выигрыше (например, автомобиля, ноутбука), получить который можно в случае оплаты 1% стоимости приза. Как правило, внести денежные средства абоненту предлагается на «мобильный кошелек», который принадлежит мошенникам.
«Открытки». Абонент получает MMS-сообщение, при приеме которого в телефон происходит загрузка приложения с расширением Jar – впоследствии эта программа производит автоматическую отправку дорогостоящих SMS-сообщений на номер, принадлежащий мошенникам.