Татары, чуваши и башкиры Самарской области хотят получать образование на родном языке, изучать свою культуру в том числе и в общеобразовательных школах. Во вторник, 15 февраля, принято решение о подготовке соответствующего обращения в Государственную думу РФ – общественники выступили с предложением внести поправки в законопроект «Об образовании». По мнению некоторых экспертов, такие изменения потребуют солидных вложений, а обучать школьников языкам, культуре, истории этноса можно и на факультативных занятиях или дома, в семье.
Общественные организации Самарской области: Курултай башкир Самары, Самарское областное татарское общество «Туган тел», Национально-культурная автономия чувашей Самарской области, Мордовский национально-культурный центр «Мосторова» – подготовили обращение, в котором предложили внести поправки и уточнения в законопроект «Об образовании».
Как рассказал 63.ru исполнительный директор Самарского областного татарского общества «Туган тел» Азат Надыров, речь идет о том, что по Конституции РФ Россия является многонациональным государством. «В главном документе нашей страны есть статья, согласно которой каждый гражданин имеет право изучать родной язык, а государство, в свою очередь, гарантирует создание условий для этого. В нынешнем законопроекте «Об образовании» этот пункт также оговаривается. Но есть слабые места», – считает Азат Надыров.
В частности, согласно документу, изучение родного языка может проходить только при наличии соответствующих условий. Но, по словам господина Надырова, сейчас редко где можно встретить школы, в которых изучению культуры народов России уделяют должное внимание. «В таких крупных городах, как Тольятти, Сызрань подобных заведений вообще нет. То, что гражданам гарантирует Конституция, на самом деле не существует. Если говорить о Самаре, то необходимо отметить, что сейчас только в школе «Яктылык» ребята могут изучать татарский язык в рамках образовательной программы», – говорит Азат Надыров.
Отметим, что МОУ школу «Яктылык» открыли в областном центре первого сентября 1997 года как гуманитарное образовательное учреждение с углубленным изучением татарского языка и культуры. На данный момент в нем получают образование более 400 учеников. В соответствии со статусом школы в учебном плане присутствуют такие предметы, как татарский язык, татарская литература, история татарского народа, история религий мира, культура народа.
Представители национальных культурных центров в своем обращении просят также не оставлять без внимания и организацию образовательного процесса. Региональные власти и органы местного самоуправления в зависимости от национального состава того или иного муниципального образования, должны обеспечить материально-техническую базу и подготовку соответствующих специалистов широкого профиля.
Помимо этого, общественники указывают и на необходимость обратить внимание на малокомплектные школы, которые, по большей части, находятся на периферии. «В некоторых подобных образовательных учреждениях детям преподают родной язык и историю своего народа. Но дело в том, что после, например, девятого класса, учеников переводят в более крупные школы, в которых эти предметы отсутствуют. Это, мне кажется, не очень хорошо», – сказал Азат Надыров.
Свои предложения самарские представители народов Поволжья направили в Министерство образования России и Самарской области, в другие государственные органы и общественные организации.
В итоге, во вторник, 15 февраля, на заседании комиссии исполкома Всемирного курултая башкир его делегаты приняли решение о подготовке обращения в Курултай Республики Башкортостан с предложением о внесении законодательной инициативы в Государственную думу, касающейся изменений и дополнений в проект Федерального закона «Об образовании».
Пока неизвестно, как отнесутся к данным поправкам в новый закон депутаты Госдумы – одобрят или отправят на доработку. Впрочем, по словам председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Владимира Милюткина, в старом законе «Об образовании» региональная компонента присутствовала. «Скажем, проживающие в Поволжье народы имели возможность изучать родной язык и культуру, соответствующая норма в законе была прописана. Региональная компонента оплачивалась из федерального бюджета. Насколько я знаю, реально работала она до позапрошлого года. Соответствующих норм в новом законе я не видел. В целом, к инициативе национально-культурных центров области я отношусь положительно. Предлагаю руководителям данных центров обратиться в наш комитет, чтобы мы вместе сформулировали поправки в новый закон», – говорит Владимир Милюткин.
Однако координатор регионального отделения ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина считает, что необходимости в том, чтобы вносить уроки национального языка в школьную программу, нет. «Мне кажется, что это невозможно, да и не нужно. Русский является официальным государственным языком межнационального общения. Если родители хотят, чтобы их дети изучали родной язык и культуру, то это их полное право. Его никто не отменял. Но для этого есть факультативные занятия. Кроме того, необходимо учесть и международные стандарты образования. Будет ли котироваться документ, в котором в качестве предмета будет значиться тот или иной язык народов России? Признаны ли они мировым сообществом официальными? Поэтому не нужно ничего выдумывать. В конце концов, язык и культуру своего народа можно изучать и в семье», – высказала свое мнение Людмила Кузьмина.