Несмотря на заявления городских властей о масштабных планах реконструкции и развития исторического центра города, бизнес не торопится строить в исторической части новые торговые и офисные центры. Напротив, наблюдается смещение - деловая активность уже давно направляется из исторического центра в сторону бывших промышленных зон.
По мнению заместителя генерального директора по маркетингу УК «Эл-Траст» Вячеслава Рандаева, тенденция к оттоку деловой активности из исторического центра на периферию прослеживается давно. Начался отток еще до кризиса, а именно - с начала 2000-х годов.
На это существуют как минимум две причины, которые со временем проявляются все заметнее. Это слабая транспортная доступность исторического центра и, как следствие, смещение объектов деловой инфраструктуры к географическому центру города.
«Сейчас направление смещения деловой активности имеет четкий вектор – это улицы Полевая, Ново-Садовая, Киевская, Московское шоссе. Наиболее просто отследить эту динамику по расположению «маркерных объектов»: центральный офис Сбербанка на Ново-Садовой, «Региональный деловой центр» на Московском шоссе, большое количество торгово-офисных площадей строится сейчас на территории бывшего 4ГПЗ. В результате исторический центр сейчас всерьез отстает в плане и транспортной, и деловой инфраструктуры», - комментирует Вячеслав Рандаев.
В торговле смещение происходит идентично. Тесная застройка центра не позволяет возводить торговые центры, не говоря о парковках, в результате чего первенство прочно остается за крупными торговыми центрами и моллами, располагающимися вдоль транспортных артерий города: Московского шоссе, ул. Ново-Садовой, Дыбенко.
Помимо этого, строители торговых центров учитывают направление и плотность людских и транспортных потоков и предпочитают строить на «народной тропе»: «дом – работа», «работа – дом». В центре же плотность населения и организаций невелика, и рассчитывать на прохождение больших масс клиентов не приходится.
Однако в скором времени ситуация должна измениться. По словам эксперта, для восстановления и поднятия привлекательности исторического центра необходимо сделать лишь то, что давно планировалось: грамотно организовать транспортный трафик и специализировать данную территорию для горожан с высоким уровнем достатка, для чего необходимо открывать бутики и магазины с высоким чеком для состоятельных людей. Сейчас в этом районе сосредоточивается элитное жилье, офис-центры класса «А», и привлекательность магазинов класса «люкс» будет только возрастать.
Как привлечь людей?
Помимо решения транспортных проблем важно привлечь в исторический центр большее количество людей - как жителей города, так и туристов. Для этого в городе уже существует пешеходная улица, планируется строительство второй, однако темпы развития явно запаздывают.
По мнению Вячеслава Рандаева, дополнительно увеличить посещаемость центра позволит близость речного порта - за счет туристических потоков, как целевых, так и «транзитных» туристов. По словам эксперта, для развития туризма в городе есть все возможности: наличие культурно-исторических памятников, развитие пешеходных зон и привлекательность самого исторического облика города. Однако развитию туристического направления в настоящее время не уделяется должного внимания.
«В каждом европейском городе существуют исторические кварталы, привлекающие толпы туристов. В Барселоне, Вене, Праге – любом европейском городе есть специализированные «исторические городки», где улицы реконструируются и поддерживаются в первозданном историческом облике. Такие примеры есть и в России – те же города «Золотого кольца». Идеальным для Самары было бы создание такого исторического района от улицы Венцека до ул. Льва Толстого, однако это дорогая и масштабная затея», - комментирует Вячеслав Рандаев.
Помимо исторического Самара имеет немалый потенциал и в новых направлениях туризма – экологическом и так называемом технологическом туризме, приобретающем популярность в Европе.
В качестве объекта для такого времяпрепровождения в городе есть, к примеру, пивзавод, который, кроме того, что является историко-культурным памятником, может служить и инструментом популяризации местного пива, славящегося далеко за пределами губернии.
По словам экспертов, развитие и благоустройство центральных городских улиц непременно приведет к увеличению посещаемости исторического центра, что отразится на повышении деловой и торговой активности, а это, в свою очередь, способно возродить и усилить интерес как строителей, так и арендаторов к историческому центру Самары.
Вячеслав Рандаев, заместитель генерального директора по маркетингу УК «Эл-Траст»:
- Чемпионат мира по футболу 2018 года нужен городу не столько как мировое спортивное событие, сколько как перспектива «большой стройки», которая даст возможность для развития всей городской инфраструктуры - транспортной, туристической и деловой.
Исторический центр должен стать точкой притяжения как горожан, так и туристов. А что способно их привлечь? Проверенный способ – «хлеб и зрелища».
Для этого можно организовать по примеру Европы улицу ресторанных двориков для посетителей с различным уровнем достатка, а историческую часть города превратить в своего рода музей под открытым небом.
Компетентное мнение
Дмитрий Кудрявцев, и.о. руководителя подразделения по управлению недвижимостью и строительством ГК «СДМ»:
- Между потерей интереса арендаторов к торговым и офисным площадям и их месторасположением в центре Самары нет четкой зависимости. Процесс потери интереса к арендным площадям, наблюдавшийся в кризисный период, прослеживался вне зависимости от территориального расположения.
Развитие и благоустройство центральных улиц, несомненно, имеет положительное влияние на спрос на арендные площади, увеличивая покупательский трафик, но на стоимость аренды площадей этот фактор влияет по-разному для каждого конкретного объекта.
Для того чтобы спрос на торговые площади снова сместился в центр города, необходимо активно привлекать граждан для проведения свободного времени в пешеходных зонах в историческом центре. Это станет возможно, если для жителей и гостей города пешеходная зона будет позиционироваться как зона отдыха и проведения досуга с развлекательными и анимационными мероприятиями.