
Несмотря на сложную и непредсказуемую ситуацию в арабском регионе, а также на спекулянтов, воспользовавшихся ситуацией, беспрецедентного роста цен на нефть и возникновения очередного «пузыря» на рынке сырья никто не допустит.
С чего все началось
Изначально рост цен на нефть был вызван опасениями, что из-за политической нестабильности в Египте будет заблокирован Суэцкий канал, через который нефть из Персидского залива идет в Европу, разъясняет трейдер ИК «Восток-Инвест» Александр Урюпин. В дальнейшем давление на нефтяные котировки усилилось из-за беспорядков в Ливии, являющейся крупнейшим производителем нефти и газа в Северной Африке. Добыча нефти в Ливии упала на 50%. Как объясняет Александр Урюпин, другой немаловажный фактор — спекулянты, воспользовавшиеся ситуацией в Северной Африке и на Ближнем Востоке. С ним согласен и старший аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов. По его мнению, на мировом нефтяном рынке балом правят спекулянты. Сохраняющийся избыток мировой ликвидности приводит к появлению на сырьевых рынках значительного объема «горячих денег», что вызывает спекулятивный рост и делает любые предсказания относительно уровней, с которых могут начаться коррекционные движения, абсолютно нерелевантными. Тем не менее, если волнения на Ближнем Востоке ограничатся Тунисом, Ливией, Египтом и Алжиром, то, как заключил Денис Борисов, существенных дисбалансов между мировым спросом и предложением на нефтяном рынке не возникнет.
Ценовые максимумы не нужны
Если же беспорядки перекинутся на страны Персидского залива, то, по версии Александра Урюпина, можно будет увидеть нефть по $200-$220 за баррель, что приведет к коллапсу мировой экономики, и цены в дальнейшем рухнут. Однако такой рост цен на нефть вряд ли возможен. Фундаментальные уровни по нефти находятся существенно ниже текущих цен, поэтому риски снижения очень высоки. Так считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. В то же самое время, краткосрочные всплески не исключены, но их надо игнорировать как «шум». Текущая ситуация, если не учитывать возможности распространения беспорядков в ключевые добывающие страны региона, кардинально отличается от 2008 года по многим фундаментальным параметрам. Виталий Крюков отметил, что сегодня у ОПЕК рекордный уровень свободных добывающих мощностей, запасы нефти в мире с начала этого года показали очень сильный рост и практически полностью компенсировали снижение запасов в декабре 2010 года, выйдя вновь на уровень, близкий к рекордному. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Александра Еремина, кризис преподал урок мировому сообществу, в том числе и спекулянтам: если в 2008 году все радовались (может, не все, но абсолютное большинство), то теперь все точно понимают, что $150 за баррель – это уже пузырь.
Возможные последствия для инвестора
Динамика прибыли компаний, включенных в расчетную базу Индекса РТС, напрямую зависит от цен на нефть (10%-ное подорожание нефти влечет за собой 8%-ный рост прибыли), объясняют аналитики ИК «Тройка Диалог». Цены на углеводороды определяют курс рубля (цена в $100 за баррель соответствует справедливому курсу примерно в 29 рублей за доллар). Последние три месяца акции нефтегазовых компаний опережают рынок – после почти трех лет отставания, которое было обусловлено опасениями за стабильность их денежных потоков. В связи с этим эксперты видят значительный потенциал дальнейшего роста: у компаний отрасли крупные активы, их денежные потоки сильно зависят от цен на нефть, а текущая оценка по-прежнему невысока. В этом секторе инвесторам советуют отдать предпочтение акциям «Газпрома», «Роснефти» и «Башнефти».
Повышение цен на нефть должно обеспечить укрепление рубля, снижение процентных ставок, уменьшение внешнего долга и ускорение роста в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Но аналитики ИК «Тройка Диалог» предостерегают и советуют не торопиться с покупкой акций компаний, ориентированных на внутренний рынок. На российском рынке следует соблюдать следующее правило: покупка акций в секторах, ориентированных на внутренний рынок, оправдана лишь после стабилизации цен на нефть. Кроме того, в периоды активного притока средств в нефтегазовый сектор котировки крупнейших по капитализации компаний, ориентированных на внутренний рынок, стагнируют. Поэтому, делая ставку на эту идею, следует отдавать предпочтение менее крупным эмитентам, которые более всего зависят от роста внутренних расходов, отмечают эксперты. Можно рассмотреть «Мостотрест», «Глобалтранс» и Группу ЛСР. А также обратить внимание на компании, более других выигрывающие от роста потребительских расходов, например, «Росинтер».
Александр Урюпин, трейдер ИК «Восток-Инвест»:
- Если говорить о сырьевом рынке в целом, то цены могут вырасти еще процентов на 20, но рост будет выборочным. Скорее всего, вырастут драгметаллы как защитный актив от инфляции, а также продолжится рост цен на сельхозпродукцию, запасы которой находятся на низких уровнях, что при неослабевающем спросе позволяет говорить о сильных фундаментальных факторах для роста.
Дмитрий Лютягин, заместитель руководителя аналитического отдела ИК «Алор-Инвест»:
- Даже при том, что руководство страны может сейчас радоваться высоким ценам на нефть, все же для поступательного развития конъюнктура в сфере базовых сырьевых товаров должна быть хоть сколько-нибудь прогнозируемой и более инертной.