За прошедшие два месяца уже все самарцы успели «порадоваться» новым квитанциям на оплату коммунальных услуг, пришедшим от управляющих компаний. Несмотря на то, что правительством установлена максимальная планка 15%, выше которой нельзя поднимать стоимость коммунальных услуг, многие жители обнаружили, что вода и тепло подорожали чуть ли не в 2 раза.
Несчастливая «13-я квитанция»
Как известно, теперь помимо стандартных пунктов в квитанциях появилось загадочное «сверхнормативное потребление», или «13-я квитанция». Сверхнормативное потребление – это разница между расчетом коммунальных платежей по установленным нормативам и тем расчетом, который заявляют энергоснабжающие организации при потреблении энергоресурса сверх норматива. Через СМИ граждан предупредили, что пункт обязан присутствовать в квитанции только в соответствии с требованиями налогового законодательства, и платить за него не надо. Средства на погашение долга (около 450 млн руб.) согласно решению мэра изысканы в городском бюджете.
Блоггеры негодуют
После того как в одном из самарских СМИ проскользнула информация, что в целом рост тарифов на «коммуналку» по Самарскому региону не превышает 15%, как и обещало Минэкономразвития, мы решили пообщаться с обывателями и затронул тему тарифов на популярном ЖЖ-сообществе samara_ru. В ответ пришло много интересных сообщений. «У знакомых плата за отопление в январе увеличилась вдвое!» - пишет блоггер alenkkka_s. Пользователь под ником dobrota сообщил следующее: «У моей матушки вот какая ситуация: не было счетчиков - плата была по нормативу потребления (около 400 руб.). В ноябре были установлены водные счетчики - плата уменьшилась где-то до 40 рублей в месяц. Но, видимо, коммунальщикам показалось этого мало, и в январе пришла квитанция, в которой было написано: 40 рублей - плата по счетчикам и плюс 200 рублей за перерасход по всему дому (или управляющей организации?). То есть ставь счетчики и плати за перерасход «нормативщиков»? Так получается? Отдает бредом». Юзер mi_st написал коротко и просто: «За январь пришел квиток. В нем повысилась оплата с 3000 до 4000 рублей, появилась «13-я оплата», но при этом есть приписка, что ее платить не надо». «Сдается мне, что в ближайшие три месяца вообще не надо платить, пока все не нормализуется, - пишет блоггер kott7 . - Опять же мошенники появились с липовыми квитанциями, ко мне пришла квитанция за лифт, а я живу в доме, в котором лифта нет, не было и не будет».
Мы ни при чем
Решив разобраться в ситуации, мы отправили по электронной почте несколько письменных официальных запросов в администрацию города, администрацию области, Госжилинспекцию. Сотрудники информационных служб городской и областной администрации перезвонили и честно предупредили журналиста, что скорее всего ответов не будет, так как для их подготовки нужно более трех дней, кроме того, некоторые вопросы звучат несколько туманно и неконкретно. Ответа из Госжилинспекции не пришло вовсе – не исключено, что письмо журналиста попало в спам.
Не падая духом, корреспондент решил выяснить информацию в ряде ТСЖ, ЖСК и ТОСов города. Несколько организаций (ТСЖ «Перспектива», ЖСК №42 и т.д.) были отфильтрованы сразу - там вообще не брали трубку. Наконец корреспонденту удалось получить долгожданные… отказы от ТСЖ «Надежда» («..Мы не хотим комментировать рост тарифов»), «Галактика» («Нет руководства на месте»), «Жизнь» («Нет времени отвечать»). В одном из ТСЖ посоветовали обзвонить управляющие компании - с намеком, что это, мол, все они виноваты. После звонков в ряд ЖЭУ были услышаны ответы: «А мы-то тут при чем? Это же не мы устанавливаем тарифы! Звоните в ЕИРЦ».
При звонке в ЕИРЦ корреспонденту дали другой номер телефона, куда надо было обратиться с вопросами, там ответили, что журналист попал в бухгалтерию по Самарскому району и что они ничем помочь не могут – лучше обращаться в головной офис. В головной офис на номер 336-13-06 дозвониться не удалось – все время было занято.
Роспотребнадзор поможет
На этом телефонные мытарства нашего корреспондента не закончились. Обнаружив на одном из сайтов свежие телефонные номера «горячих линий» Госжилинспекции и департамента ценового и тарифного регулирования, журналист с энтузиазмом начал атаковать указанные номера в надежде получить комментарий хотя бы как потребитель, но не смог дозвониться все по той же причине – всегда занято. Видимо, линии были не просто горячими, а раскаленными. Успехом увенчался лишь звонок в Роспотребнадзор, где ласковая женщина посоветовала корреспонденту в случае обнаружения в квитанции тарифов, завышенных более чем на 15% относительно 2010 года, отксерокопировать их и выслать по адресу: ул. Митирева, 1, офис 306. К ксерокопиям квитанций необходимо приложить письмо с жалобой в произвольной форме на имя Сергеевой Нины Михайловны.
На этом этапе пыл журналиста угас. Единственное, что больше всего ему запомнилось в процессе поиска информации, так это ответ сотрудника одного из ведомств (цитируем): «Люди на тарифы ЖКХ жалуются, говорите? А кто их знает, чего они жалуются! Платить, наверное, не хотят – кто же любит в России платить!».