Результаты грандиозной реконструкции в Самарском театре оперы и балета, которая объединила три архитектурных стиля — классицизма, советского стиля и барокко, по достоинству оценили любители культуры. Внутреннее пространство театра преобразилось. Теперь это театр европейского уровня. В частности, в Самарской Опере появились балконы в три яруса, что соответствует классическим образцам. А создал архитектурный облик этих балконов наш земляк Олег Маргин.
В стиле барокко
Театр был построен в довоенные годы как Дворец культуры. Соответственно этому и внутреннее пространство было обустроено строго, классически, без лишних украшений. В обновленном театре потребовалось совсем другое, более изысканное оформление. В создании нового образа зрительного зала участвовало множество российских и зарубежных специалистов — архитекторов, реставраторов, декораторов. На этом уровне достойно смотрятся работы самарских мастеров, например, Анны Соловьевой, которая оформляла фойе и помещение буфета, Елены Иванцовой — за ней было оформление потолка и ряда деталей интерьера.
Балконное пространство оформлял самарский архитектор Олег Маргин. На всех 62 балконах предполагалось сделать лепнину, покрытую позолотой. В сочетании с роскошными светильниками, расположенными между ярусами, это пространство должно было производить необыкновенное впечатление. Самарское архитектурное сообщество рассмотрело десятки проектов — не только российских, но и зарубежных (в частности, итальянских) архитекторов. В основном они были разработаны с помощью компьютерных технологий. Некоторые из этих проектов блистали внешними эффектами, но при детальном рассмотрении выяснялось, что в них не было впечатляющей архитектурной идеи. Предложения отклонялись одно за другим, пока не появился проект, выполненный самарским автором - архитектором проектно-конструкторской мастерской «Русич», кандидатом архитектуры Олегом Маргиным. На этом проекте и был остановлен выбор.
Олег Маргин - выпускник 1991 года Самарского архитектурно-строительного института. Человек широких интересов, он внимательно изучает труды не только по архитектуре, но и по философии, культурологии, истории, эстетике, физиологии, медицине. При оформлении балконов Олег Маргин использовал в основном принципы барокко. «Барочную символику в театре было создавать непросто, - вспоминает архитектор. - Ведь классическое барокко предполагает наличие динамичных скульптур — амуров, психей и так далее. Здесь же их быть, естественно, не могло».
Один из главных принципов барокко в архитектуре — не должно быть прямых линий, только кривые. Предложенный Маргиным проект как нельзя лучше соответствовал самой форме балконов. Их изогнутые линии подсказали автору принципы оформления декоративных объектов. И, что немаловажно, это соответствовало требованиям по акустике в зале. О своем подходе к оформлению балконного пространства в театре Олег Маргин рассказывает так: «Здесь нет однозначных, застывших форм, которыми порою любят пользоваться архитекторы. Предложенные мною рисунки предполагают разные трактовки. Их неоднозначность является составной частью общего «сценария» зрительного зала...».
Рисунки лепнины на балконах всех трех ярусов перекликаются друг с другом, содержат общие элементы. Они словно классическая музыка, которая движется вперед, но подчинена определенному ритму. На балконах первого яруса — более насыщенный орнамент. Например, мы видим здесь лиру, один из главных музыкальных символов, который напоминает вырастающий цветок. Видим ростки, пронизывающие камень. И эти элементы дают ощущение движения. А лента на лепнине изогнута так, что возникает впечатление - она развевается на ветру. На втором ярусе — растительный орнамент, похожий на фонтан и символизирующий эмоциональный всплеск. На верхнем ярусе появляются модернистские элементы. Они похожи на оркестровые трубы, на шотландские волынки. А с другой стороны, на цветы, которые венчают эту композицию.
«Во всех этих элементах, - комментирует свою работу Олег Маргин, - есть недосказанность и есть движение. Это не монолиты, это нечто постоянно меняющееся...»
Будущее за слиянием наук
К участию в этой грандиозной работе — реконструкции театра оперы и балета — Маргин был подготовлен всей своей предыдущей творческой деятельностью. В том числе и научной.
В 1998 году Олег Маргин защитил кандидатскую диссертацию по теме воздействия архитектурной среды на организм человека. Эта необычная работа была на стыке архитектуры, биологии, эстетики и нейрофизиологии. В Самарском государственном медицинском университете Маргин несколько лет читал лекции по эстетике, культурологии и философии. «Сознание человека находится в тесном взаимодействии с окружающей средой, - считает архитектор. - А мозг нуждается в том, чтобы домысливать возникающие ситуации, а не слепо принимать то, что предлагает окружающий мир. И когда человек видит мой росток, пронизывающий камень, у него подсознательно возникает мысль о живом искусстве, прокладывающем себе дорогу вопреки возникающим обстоятельствам. Этот росток символизирует движение, жизнь».
У каждого времени есть свои эстетические идеалы, полагает Маргин. Идеалы нынешнего времени, по его мнению, можно выразить формулой «Личность как абстрактная индивидуальность». А искусство помогает человеку найти себя. А также избавиться от стрессов, которыми постоянно угрожает ему наша действительность. В одной из своих работ он развивает мысль, что упрощение гибельно для развитых структур.
Сейчас Олег Маргин работает над докторской диссертацией, в которой намеревается доказать, что будущее — за слиянием естественных и гуманитарных наук. «Это слияние, - считает архитектор, - пойдет на пользу и архитектуре. Естественные науки всегда были основой для построения окружающей среды, еще начиная с Древнего Египта. В архитектуре воплощаются древние знания. А один из главных факторов, который прямо влияет и на сознание, и на здоровье человека, — красота архитектурного объекта».
Aвтор: Вадим Карасев