В Самаре успешно приземлился самолет ТУ-154, который совершил аварийную посадку в тайге в сентябре прошлого года. При перелете из Ухты в наш город экипаж лайнера возглавил герой России, летчик-испытатель Рубен Есаян. По сути, героической можно назвать не только посадку в тайге, но и перелет из Ижмы в Самару. Так как все время машина летела с выпущенными шасси и в сложных погодных условиях. Теперь «Тушке» предстоит пройти капитальный ремонт на самарском заводе «Авиакор».
В четверг, 24 марта, вся страна с напряжением следила за тем, как проходит полет ТУ-154 из Ижмы в Самару (через Ухту).
В сентябре 2010 года рейс, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку на заброшенном аэродроме Ижмы в тайге. У него отказали системы навигации и электроснабжения. Несмотря на все сложности, тогда экипажу удалось укротить железную машину. Она выкатилась за пределы посадочной полосы, но все 72 пассажира и девять членов экипажа остались живы.
За этот подвиг командир экипажа Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ломанов получили звания героев Российской Федерации. После небольшого ремонта комиссия, которая осмотрела лайнер, приняла решение, что аварийный самолет можно будет эксплуатировать и дальше. Но для этого необходим капитальный ремонт.
Именно по этой причине в марте этого года «залатанный» ТУ-154 вылетел по маршруту Ижма – Ухта – Самара. В состав экипажа самолета вошли самые опытные специалисты. Первым пилотом стал герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель, заместитель директора Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Рубен Есаян.
Весь день, в четверг, 24 марта, погода в Самаре была нестабильной: временами ярко светило солнце, небо очищалось от облаков, но буквально за считанные минуты над городом сгущались тучи, начинал идти снег, дул порывистый ветер.
Прилет ТУ-154 из Ухты был назначен на 16:30 местного времени. Оперативные службы начали готовиться к этому событию еще с утра. Но погода в самое неподходящее время, за час до прибытия борта, подготовила для них неприятный сюрприз. Из-за обильного снегопада сильно ухудшилась видимость, взлетно-посадочную полосу начал заметать снег.
По этой причине на летное поле вышла снегоуборочная техника. Водителям трех мощных машин несколько раз пришлось проехать по взлетно-посадочной полосе, чтобы обеспечить комфортную посадку борту №RA-85684. Кроме того, на аэродроме «Авиакора» дежурила бригада спасателей. В назначенное время самолет так и не появился.
Людям, ожидавшим лайнер на взлетно-посадочной полосе оставалось только ждать, напряженно вглядываясь в предполагаемую линию горизонта, которая буквально исчезла за плотной стеной сильного снега. Прошло еще менее часа. На аэродроме появился служебный УАЗ, который дважды проехал по взлетно-посадочной полосе. После этого приехали три специально-оборудованные пожарные машины.
Это означало, что экипаж «тушки» запросил разрешения на посадку. Те люди, которые ожидали прилета непосредственно на летном поле, скопились на максимально близком расстоянии от взлетно-посадочной полосы. В 17:27 там собравшиеся заметили еле видный свет фонаря переднего шасси приземлявшегося ТУ-154. Полностью силуэт лайнера удалось разглядеть только в тот момент, когда он уже сбросил скорость и приблизился к месту стоянки. К остановившемуся самолету подкатили трап. Экипаж авиалайнера спускался по нему под бурные аплодисменты немногочисленных свидетелей успешной посадки.
Пилоты выглядели уставшими, но довольными. Как рассказал 63.ru командир экипажа, заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян, полет прошел в нормальных условиях, никаких форс-мажорных обстоятельств за все время пути не возникало. «Задержка с прилетом возникла из-за того, что мы еще некоторое время потратили в Ухте на дополнительный осмотр самолета. Специалисты проверили все досконально еще раз. Летели мы на высоте 7800 метров, потом поднялись до 8100 метров со скоростью 650 км\ч», – прокомментировал Рубен Есаян.
Такая маленькая скорость, по словам летчика, связана с состоянием лайнера. «Машина «битая», ее, правда, удалось восстановить, но все равно мы старались придерживаться более низкой скорости, как того требует специально разработанная программа. Кроме того, весь путь мы летели с выпущенными шасси. Проблем никаких у нас не возникало. Плохие погодные условия в Самаре, сильный снег также никак не помешали нашей успешной работе», – сказал в заключение пилот. Кроме того, он добавил, что, скорее всего, после капитального ремонта, «тушка» и дальше продолжит совершать регулярные рейсы.
Теперь над машиной придется потрудиться специалистам самарского завода «Авиакор», которые капитально отремонтируют борт №RA-85684. Но до этого на наше предприятие прибудут представители авиакомпании «Алроса», которой принадлежит воздушное судно. «Мы ожидаем их приезда примерно через неделю. Кроме того, разработчики самолета, скорее всего, также будут участвовать в осмотре самолета. Потом будет составлен список всех необходимых требований к ремонту, и только тогда можно будет сказать, в течение какого времени лайнер останется в Самаре», – прокомментировал 63.ru официальный представитель завода «Авиакор» Сергей Лапшин.