Учителя предпенсионного и пенсионного возраста вытесняют молодежь. Доля педагогов со стажем до 5 лет в школах области составляет менее 9%. При этом региональные вузы ежегодно выпускают около 3500 молодых специалистов.
Молодых не ждут
На коллегии министерства образования и науки Самарской области, которая прошла недавно, обсуждали проблему трудоустройства молодых педагогов. Действительно, в настоящее время она стоит довольно остро. Для того чтобы получать более-менее приличную зарплату, учителя, которые работают давно, вынуждены брать по 2-3 ставки. Это приводит к тому, что молодых педагогов либо вообще не принимают на работу, либо отдают им часы по остаточному принципу. А значит, те получают минимальную заработную плату.
Именно в такой ситуации оказался молодой специалист Игорь Чернышев, который трудится в одной из школ областного центра. Еще будучи студентом, он пришел в образовательное учреждение проходить практику. И его взяли на постоянную работу. Информатику помимо него в школе ведут два педагога: женщина пенсионного возраста и девушка, чуть старше Игоря по возрасту. У молодого человека одна ставка. Это 20 учебных часов в неделю. За все он получает около 5 тысяч рублей в месяц. У молодой коллеги — 1,5 ставки и зарплата чуть больше. Однако у нее очень неудобный график работы. Например, два урока в первую смену и два — во вторую. Между ними — несколько свободных часов. Из-за этого учительнице приходится проводить весь день в школе.
Сам Игорь несколько раз подменял заболевших коллег и утверждает, что вести уроки с утра до ночи очень тяжело. «Было такое, что я брал 40 часов в неделю, - объясняет он. - После работы я ничего не мог делать, даже готовиться к завтрашнему учебному дню».
Впрочем, Игорю осталось преподавать недолго. Недавно во всех школах области объединили информатику и труды, сделав из них предмет под названием «информационно-коммуникационные технологии». Соответственно, надобность в одном учителе информатики отпала. Директор решил уволить Игоря — как самого малоопытного.
Проблема повсеместно
Подобная ситуация складывается во многих школах. В некоторых образовательных округах, таких как Северо-Западный, Южный, Отрадненский, Северо-Восточный, количество молодых специалистов по сравнению с прошлым учебным годом сократилось. Прибыло молодежи в Самарском, Тольяттинском, Поволжском и других округах. Но практически по всей губернии при этом наблюдается рост доли учителей пенсионного возраста. Больше всего пенсионеров-педагогов в Самаре, Тольятти, других городах области — около 20-21%. Менее всего, 10,5%, в Отрадненском округе.
Практически нет молодых специалистов, преподающих математику, физику, химию, биологию. Им просто не хватает ставок, учебные часы предпочитают отдавать опытным кадрам. В отношении выпускников вузов, готовящих педагогов, по словам ректора Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игоря Вершинина, в школах и в целом в территориальных управлениях не проявляют заинтересованности. В нынешнем году не подано ни одной заявки на молодых специалистов. При этом никто не знает, какова реальная потребность в учителях разного профиля в целом по области. На прошедшей коллегии министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников поручил подчиненным собрать подобные данные со всех школ.
На холостом ходу?
Несмотря на то, что ситуация с трудоустройством молодых учителей более чем непонятная, в нашем регионе ежегодно готовят более 3500 молодых специалистов, которые потенциально могут работать в школе. Основной «кузницей» учителей остается бывший педагогический университет, ныне Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. В этом году в вузе планируется выпустить 789 педагогов, среди них 70 преподавателей математики, 40 — физики, 24 — химии и 37 — биологии.
Педагогическое образование можно получить также в Тольяттинском и Самарском социально-педагогических колледжах, самарском филиале Московского государственного педагогического университета. Выпускники госуниверситетов Самары и Тольятти также могут работать в школе. «Реальную потребность в педагогах изучить сложно, - считает проректор по заочному обучению и дополнительному образованию ПГСГА Алексей Щелков, - многие директора школ реальную потребность в кадрах скрывают, так как работающие педагоги из-за низкой зарплаты разбирают все ставки».
Менять отношение
В то же время для привлечения молодых кадров разработаны программы, на которые предусмотрены солидные средства, чтобы повысить материальную привлекательность педагогической деятельности. На федеральном уровне им оказывается денежная поддержка в размере 500 тысяч рублей, на региональным - 160 тысяч. Студентам, заключившим трехсторонний договор с образовательным учреждением и вузом, выплачивается дополнительная стипендия.
По мнению представителей учебных заведений, готовящих будущих педагогов, потребность в молодых учителях была и будет, так как увеличивается количество детей. «И сейчас поступают заявки на педагогов, особенно начального образования, - говорит заведующая практикой по педагогическим специальностям Самарского социально-педагогического колледжа Татьяна Дорофеева, - но часто молодой учитель, с энтузиазмом начав трудовую деятельность в школе, бросает ее. И здесь причина не только в мизерной зарплате. Нужно поднять престиж учителей, осознать как чиновникам, так и родителям, насколько ответственно и сложно работать учителем, ведь это «горячий цех». Следует с большим пониманием, терпением отнестись к молодым специалистам как пед так и родительскому коллективу школы. Многое зависит от политики администрации учебного заведения, куда попадает специалист».
Дмитрий Овчинников, министр образования и науки Самарской области:
- Я ничего не имею против старых кадров, многие из них дадут молодым фору. Проблема не в том, что пенсионеры отрицательно влияют на качество образования, а в том, что они через некоторое время уйдут на заслуженных отдых. Тогда и выяснится, что заменить их некем. Процесс омоложения учительского корпуса нормальный и объективный. И заниматься этим следует всерьез.
Екатерина Кузьмичева, член комитета по образованию Госдумы РФ:
- Отсутствие молодежи в школах можно объяснить не только низкой зарплатой, но и тем, что учителя пенсионного возраста не хотят уступать свои места. Ведь пенсия ниже зарплаты педагога со стажем на нескольких ставках. Этот вопрос нужно поднимать на разных уровнях и решать, как разумно обновить педагогические кадры, не обидев пожилых учителей.
Алексей Щелков, проректор по заочному обучению и допобразованию ПГСГА:
- Психолого-педагогическая подготовка важна в любой сфере. Наши выпускники находят себе работу, хотя не всегда в педагогической деятельности. Готовя педагогов, мы стараемся показать им значимость и позитивные стороны данной профессии. И многие хотят работать в школе. Но жестокая реальность: нервоз, ненужная бумажная волокита, несоизмеримая с жизнью зарплата - губят это желание.
Мини-интервью
Для выпускников педагогических вузов работа в школе становится «крайней мерой». Марина Тулейкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 156, ответила на несколько наших вопросов.
- Насколько охотно сейчас молодые учителя идут в школы?
- Я бы сказала, что для них это в большей степени вынужденная мера, а не искреннее желание. Как правило, к нам приходят те, кто не смог найти другую работу. И даже те учителя, которые в итоге устраиваются в школу, обычно параллельно ищут более высокооплачиваемые места. Конечно, ведущую роль играет именно денежный фактор. У молодого педагога еще нет квалификационной категории, соответственно даже при большой нагрузке зарплата будет очень низкой. В среднем молодежь получает от 5,6 до 7,2 тыс. рублей. А работать за эти деньги приходится фактически целыми днями. Естественно, это никого не устраивает.
- А школы вообще нуждаются в молодежи или с нагрузкой справляются и опытные педагоги?
- Я могу сказать, что если мы открываем вакансию, это значит, что мы готовы обеспечить полную загруженность педагогу, неважно, кто он – недавний выпускник вуза или уже опытный учитель. Но, конечно, хотелось бы видеть больше молодежи. Дело в том, что при переходе на новые стандарты образования приходится менять всю систему мышления педагогов, подход к самому процессу обучения, вводить новые методики. И легче в этом плане работать именно с молодежью. Хочется передать свой опыт и обеспечить школе развитие. Сейчас же, увы, по статистике средний возраст учителей уже выше 45 лет. А руководители образования — в основном старше 50.
Aвторы: Дарья Денисова, Владимир Комин, Ирина Медведева, Ольга Мокшина