Идея безлимитного тарифа на голосовую сотовую связь безусловно интересна абонентам. Однако не все готовы много платить за возможность неограниченного общения. Даже несмотря на существенное снижение стоимости безлимитных предложений сотовых операторов, доля абонентов безлимитных тарифов не превышает 3-5% от общего числа потребителей мобильных услуг.
Востребован условно
«Официальной статистики относительно доли абонентов безлимитных тарифов, насколько мне известно, нет, - рассказала аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. - Этими данными располагают операторы сотовой связи. По нашим ориентировочным оценкам, в Москве их доля может достигать 10% от общего числа абонентов сотовой связи. В целом же по России доля таких абонентов составляет около 3-5% в зависимости от конкретного региона и степени развития экономики субъекта». Столь невысокая востребованность безлимитного доступа к головой мобильной связи объясняется относительно высокой стоимостью и весьма узкой прослойкой абонентов, в нем нуждающихся. Основная категория потребителей, использующих безлимитные тарифы, – это предприниматели, чиновники и представители других сфер деятельности, работа которых непосредственно связана с необходимостью совершения большого количества телефонных звонков.
С другой стороны, абоненты могут не подключать дорогостоящий безлимитный тариф, но при этом получить неограниченный доступ к мобильным услугам путем подключения специальных тарифных опций. По словам директора по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елены Харитоновой, наиболее активно безлимитные тарифные опции используют корпоративные клиенты, поскольку для бизнес-организаций вопрос оптимизации расходов всегда актуален. «Таким компаниям мы предлагаем ряд безлимитных тарифных опций, - добавила Елена Харитонова. - Например, «Пакет Внутренний» позволяет всего за 70 руб. в месяц безлимитно общаться внутри корпоративной группы. Опция «Внутрисетевой приоритет 3000» ежемесячно за небольшую абонентскую плату (от 190 до 250 руб.) дает до 3000 минут бесплатных вызовов на поволжские номера «МегаФона». Опция «Локальный приоритет» позволяет безлимитно общаться с абонентами «МегаФона» в регионе или Поволжье (на выбор), а также включает 1200 минут ежемесячно бесплатных вызовов на номера других поволжских операторов связи».
Большинство безлимитных тарифов сотовых операторов все-таки имеют определенные ограничения. Либо на звонки абонентам других операторов, либо на доступ к мобильному Интернету
Специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова убеждена, что безлимитные тарифы перестали быть исключительной привилегией состоятельных людей. «Безлимитные тарифы и опции привлекают тех абонентов, которые много общаются по мобильному телефону и всегда оставаться на связи, - пояснила она. - Сегодня безлимитная связь вполне по карману большинству абонентов. А отдельные безлимитные опции становятся по-настоящему массовыми». В качестве примера Екатерина Карпова приводит услугу «Безлимитный Интернет с телефона» (БИТ), стоимость которой составляет всего 50 рублей в месяц. Сегодня это одна из самых популярных услуг МТС в нашем регионе.
Безлимит с ограничением
Большинство безлимитных тарифов сотовых операторов все-таки имеют определенные ограничения. Либо на звонки абонентам других операторов, либо на доступ к мобильному Интернету...
МТС предлагает своим абонентам безлимитный тарифный план ULTRA. Если учесть 15-процентную скидку постоянным клиентам МТС, то ежемесячная абонентская плата составит 790 руб., пакет включает безлимитные звонки абонентам МТС Самарской области, 2000 минут звонков абонентам других операторов региона и абонентам МТС России, безлимитный мобильный Интернет. Абоненты тарифа ULTRA в путешествиях по России могут совершать звонки по «домашнему» тарифу и тратить входящие в абонентскую плату пакеты минут. Существует в МТС и система специальных тарифных опций, превращающих обычный тариф в относительно безлимитный. Например, абоненты молодежного тарифа МТС RED ENERGY могут подключать безлимитные опции «Безлимитные звонки», «Безлимитные SMS и MMS», «Безлимитный Интернет» или «Безлимитные развлечения». «Структура тарифа позволяет легко подключать и отключать опции, пользуясь безлимитными услугами тогда, когда они необходимы, и экономя на абонентской плате, когда потребность в активном общении отпала», - пояснила Екатерина Карпова.
Компания «МегаФон» разработала несколько тарифных планов для абонентов, которые много говорят по телефону. Один из последних – тариф «Время напролет». Подключившись на него, абоненты «МегаФона» платят только за первую минуту разговора внутри сети, остальное время общения не тарифицируется. «Неважно, сколько вы разговариваете со своими родственниками, друзьями или коллегами, – стоимость разговора не превысит 95 копеек, - сообщила Елена Харитонова. - На этих условиях абоненты «МегаФона» могут общаться 600 минут в месяц, при этом сейчас средний ежемесячный голосовой трафик абонента компании в Самарской области составляет порядка 270 минут». Тариф «Экстра» дает абонентам возможность за фиксированную абонентскую плату бесплатно совершать вызовы на номера всех сотовых операторов в рамках региона приписки.
Абоненты «МегаФона» также могут, не меняя существующий тариф, получить безлимитный доступ к голосовой связи путем подключения одной из тарифных опций. Например, при подключении опции «Бесконечный разговор» исходящие звонки внутри сети не тарифицируются. Существуют тарифные опции, позволяющие бесплатно разговаривать по телефону в определенное время суток. Так, подключив опцию «Белые ночи», в зоне действия сети на территории Самарской области абонент может звонить с часу ночи до девяти утра бесплатно. Аналогичная опция существует для тех, кто много разговаривает в утреннее время или в выходные дни. Тарифная опция «Доброе утро» позволяет совершать нетарифицируемые звонки с 7 до 11 утра, а опция «Безлимитные выходные» поможет свести к нулю затраты на исходящие звонки внутри сети в субботу и воскресенье. Также абонент «МегаФона» может выбрать пять телефонных номеров внутри сети, на которые он всегда сможет звонить бесплатно, подключив опцию «Первый номер».
Елена Харитонова, директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон»:
- Безлимитные услуги были всегда востребованы у абонентов. Привлекательность их легко объяснима: «заплатил один раз и разговаривай сколько хочешь». И в будущем такие предложения будут набирать популярность. Операторы, реагируя на растущие и изменяющиеся потребности клиентов, будут предлагать тарифы, включающие неограниченное голосовое общение на территории обслуживания сети, безлимитный интернет-трафик, SMS, MMS, междугородную связь. Словом, все необходимые людям каналы коммуникации.
Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье»:
- Мобильная связь – один из немногих примеров, когда на протяжении последних 15 лет можно наблюдать ощутимое снижение цен. Однако сегодня операторы приближаются к уровню, когда дальнейшее снижение цен может оказаться нерентабельным, во всяком случае, вероятно, оно будет не столь лавинообразным, как в предыдущие годы. Скорее мы можем говорить о расширении перечня безлимитных опций, интересных абонентам. Это уже не только разговоры по телефону, но и безлимитный Интернет и безлимитный контент.
Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
- Стоимость безлимитных тарифов на голосовую сотовую связь сегодня достаточно высока. При их расчете оператор учитывает регион и характер совершаемых звонков, а также их продолжительность (в среднем, от 2000 до 4000 минут). С другой стороны, основным потребителем безлимитных тарифов является корпоративный клиент, обслуживание которого, с одной стороны, традиционно обходится оператору дороже, а с другой – эти расходы можно включить в затраты юридического лица. Предпосылок для сокращения стоимости безлимитных тарифов на данном этапе нет. Напротив, по мере восстановления российской экономики спрос на них постепенно растет.