Самым серьезным барьером для девелопмента в Самаре является проблема отсутствия свободных площадок под строительство. Между тем снос даже освобожденных от жильцов старых домов по ряду причин заставляет себя ждать.
В Самаре со скрипом протекает не только процесс переселения жителей ветхого и аварийного фонда. Казалось бы, стоит только найти, куда переселить людей, живущих в таких развалюхах, и проблемы по дальнейшему развитию освобождающихся площадок будут сняты сами собой. Однако мало того, что выселить жильцов из старого в новое не всегда представляется возможным, существуют препятствия для сноса застрявших на самарских улицах хибар. Они угрожают обрушением, пожароопасны и создают препятствия мероприятиям по девелопменту лакомых городских территорий, с которых не нужно далеко идти за светом, водой, теплом и прочими элементами, составляющими счастье застройщиков…
Проблемой задержек в процессе сноса ветхих и аварийных объектов озаботились члены комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Думы г.о. Самары. Так, в ходе последнего заседания депутаты задались целью выяснить причины этого. В результате выяснился ряд любопытных моментов.
Нет полной ясности, какое ведомство должно заниматься сносом этих строений. В ходе долгих поисков правды эту миссию взял на себя департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, который является получателем бюджетных средств, а значит, вправе возложить на себя функцию градорасчистителя.
Как поясняет заместитель руководителя департамента управления имуществом г.о. Самара Вадим Кужилин, для сноса домов необходимы два условия: наличие распорядительного акта от органа местного самоуправления о признании домов аварийными и подлежащими сносу, а также факт оформления земельного участка, находящегося под этим зданием, в муниципальную собственность. После того как земельный участок будет оформлен, в течение пяти дней ДУИ принимает распорядительный акт о сносе дома и направляет его в департамент строительства и архитектуры (ДСА), который должен снести ветхий объект.
Но осуществлению данного процесса препятствуют не только разночтения по определению исполнителя, но и отсутствие финансов на выполнение вышеназванного условия – оформление земельных участков, а также средств непосредственно на снос.
Между тем в исторических районах города продолжает влачить жалкое существование масса строений, которые, будучи расселенными и признанными подлежащими сносу, стоят десятилетиями
Как замечает депутат Думы г.о. Самара Михаил Куцев, только в Самарском районе не менее чем 50 адресов представляют развалины, которые дожидаются сноса 3-4 года, а то и более. «Это вопрос с «бородой». На выделенные последний раз 10 млн рублей было убрано около 12 адресов, и я думал, что тенденция продолжится, но, к сожалению, все закончилось два года назад», - сетует депутат.
Комитет принял решение на одном из заседаний коллегии в администрации города рассмотреть вопрос о выделении денежных средств с целью внесения последующих изменений в бюджет. Остается выяснить, какой объем средств надо заявлять как необходимый.
Как известно, процесс сноса – достаточно финансово емкий. Чтобы убрать один только дом, необходимо от 600 тыс. до 1 200 тыс. рублей, рассчитывают чиновники. Но очевидно, что исключительно работой техники проблема не ограничится. Отдельную расходную статью составит формирование земельного участка под этими домами.
Впрочем, сегодня всем очевидно, что заниматься этим нужно. Если ничего не делать, дома будут продолжать гореть и рушиться. Известна история обрушения дома на ул. Водников/Крупской. В Ленинском районе более 10 лет дожидаются сноса уже расселенные дома.
Как сообщает представитель ДУИ, с момента получения денежных средств до оформления земельного участка под снос может пройти около 4 месяцев. Соответственно, если поднять вопрос о выделении средств уже сегодня, есть шанс получить деньги в текущем году. Решением комитета чиновникам рекомендуется до 1 июня представить перечень таких объектов и их примерную сметную стоимость.
Также депутаты обозначили проблему медлительности процесса признания домов аварийными и подлежащими сносу. Но причина этого, как отмечает Вадим Кужилин, также лежит на поверхности и заключается все в том же банальном отсутствии денег.
Регламент признания домов аварийными или подлежащими сносу достаточно прост. Собственник либо наниматель помещений многоквартирного дома, который является ветхим и представляет угрозу для жизни, должен подать в межведомственную комиссию заявление о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Для того чтобы принять такое решение, необходимо собрать пакет документов, причем каждая инстанция представляет свой – представители противопожарных органов, жилищники, СЭС. От собственника либо того гражданина или организации, которые подавали заявление на признание дома подлежащим сносу, требуется техзаключение, техпаспорт обследования, выполненного независимой организацией. А для этого нужны немалые деньги.
Причем проблема состоит в том, что все эти затраты ложатся на собственника, вне зависимости от его статуса.
Часто бывает, что дом находится частично в муниципальной, частично – в частной собственности. Соответственно, проведение обследования, даже если оно будет осуществляться за муниципальный счет, может быть квалифицировано как нецелевое расходование средств.
При этом надо понимать, что признание дома подлежащим сносу, даже если оно произойдет, не является достаточным основанием для сноса, о чем мы уже говорили. Как отмечают депутаты, не следует забывать, что даже если средства на обследование домов будут изысканы – это лишь одна ступень к решению вопроса. Для того чтобы снести признанный подлежащим сносу объект, необходимо предусмотреть средства на расселение жителей. А это деньги совсем другого порядка – признают чиновники. Отсюда - замкнутость ситуации. Впрочем, учитывая, что неснесенными стоят множество уже отселенных домов, возникают сомнения относительно того, что признание дома подлежащим сносу на деле сулит его скорый снос. Это подтверждают следующие цифры: до 2007 года признаны подлежащими сносу и аварийными 25 тысяч кв. м домов, которые до сих пор не расселены. А это порядка 3200 человек. Это те, кто не расселен в соответствии с уже принятыми решениями. Пока это замкнутый круг…
Сергей Алехин, председатель комитета по строительству, имущественным и земельным отношениям Думы г.о. Самара:
- Пока ветхий дом не признан подлежащим сносу де-юре, на его собственников ложатся разного рода обязательства по его содержанию, а также новые обязательства по ФЗ №261 – ответственность за несение расходов по установке всевозможных узлов учета и внедрению новых технологий энергоэффективности. Недофинансируя признание объектов аварийными и ветхими, мы получаем другую проблему, обременяя жителей и бюджет участием в различных программах по энергосбережению и энергоэффективности. Поэтому надо принимать взвешенные совместные решения.
Михаил Куцев, председатель комитета по бюджету Думы г.о. Самара:
- Проблема сноса имеет давние корни, но ее решение очень медленно сдвигается с места. Только в Самарском районе не менее чем 50 адресов должны быть снесены, и соответствующее решение принято несколько лет назад. Тем не менее воз и ныне там. Хотя пару лет назад были причины рассчитывать, что процесс сдвинется с мертвой точки. Напомню, тогда на 10 млн рублей было снесено 12 домов. Но тенденция не имела продолжения. Поэтому сегодня считаю своевременным рассмотреть вопрос о выделении денежных средств с целью внесения последующих изменений в бюджет на городской коллегии. Если ничего не делать, проблема будет усугубляться.
Автор: Яна Белова