Более 3000 призывников Самарской области на данный момент прошли медкомиссию в военкоматах губернии. По словам руководства военного комиссариата региона, несмотря на то, что призывная кампания проходит по плану, комиссии сталкиваются с определенными проблемами. В первую очередь, это уклонисты, которых иногда приходится разыскивать, призывая на помощь сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, большое количество призывников приходится направлять на дополнительные медицинские комиссии из-за неудовлетворительного состояния здоровья. В целом, работники ведомства, также как и потенциальные солдаты-срочники, отмечают, что только дальнейшее улучшение условий в российской армии сделает службу в ней более привлекательной для молодежи.
На сегодняшний день в Самарской области 3614 молодых людей призывного возраста прошли медицинскую комиссию в районных военкоматах. Эта цифра составляет 73,3% от общего числа призывников, которые должны будут отправиться в армию для прохождения срочной службы. В субботу, 14 мая, из Сызрани отправится так называемый «первый эшелон», который доставит молодых ребят на Дальний Восток. По словам военного комиссара Самарской области Александра Даньшина, призывная кампания идет в плановом темпе. «232 человека мы уже отправили в ряды Российской армии. Большая часть призывников, которые прошли медкомиссии, станут солдатами уже в ближайшее время. Срывов нет, но проблемы присутствуют. Это и состояние здоровья молодых людей и неявка некоторых из них на комиссию», – рассказал господин Даньшин в интервью 63.ru.
По словам военного комиссара, за время весеннего призыва 2011 года на дополнительное медицинское освидетельствование отправили 2635 человек. Решение об этом военкоматы принимают в том случае, если у молодого человека есть жалобы на здоровье, но провести дополнительное обследование непосредственно на комиссии не представляется возможным. «Такие ситуации безусловно затягивают принятие решения по тому или иному кандидату на службу в армию. Но после прохождения допобследования оформление их документов проходит в первую очередь», – прокомментировал Александр Даньшин.
Второй проблемой, которая уже на протяжении долгого времени прибавляет головной боли не только военным комиссариатам, но и сотрудникам правоохранительных органов, являются уклонисты – молодые люди, которые по тем или иным причинам не желают проходить службу в рядах Российской армии. Их число на сегодняшний день не превышает 5% от общего числа призывников. Причиной этого сами военные называют тот факт, что в девяностые годы отношение к армии резко изменилось в негативную сторону.
Сейчас же, по их заверениям, обстановка в войсках меняется в лучшую сторону. Во-первых, этому способствует сокращение срока службы до года. Во-вторых, меняется жизнь и быт личного состава. В большинстве военных частей сейчас отсутствует, например, так называемый «наряд по кухне». Этим по контракту занимаются коммерческие организации. Другие обязанности, которые раньше возлагали на солдат-срочников теперь также исполняют представители частных фирм. «Все идет к тому, чтобы молодой человек, которого призывают в армию, занимался там своим делом, то есть проходил боевую и физическую подготовку. Конечно, проблемы в вооруженных силах есть, и этого никто не отрицает. И сейчас мы все делаем для того, чтобы их количество сокращалось, чтобы молодежь не воспринимала службу в армии как нечто негативное», – заверил военный комиссар Самарской области.
С ним соглашается 17-летний Сергей М., будущий выпускник одной из самарских школ. «Я бы хотел служить в нашей армии, но только в том случае, если бы был уверен, что после нее смогу получить хорошее образование, устроится на престижную работу. Кроме того, меня очень волнует проблемы «дедовщины». Я много слышал об этом от ребят, которые старше меня. Не очень хочется, чтобы в первые месяцы в армии мне «закаляли характер» теми методами, о которых мы часто слышим по телевизору. Я думал и о варианте прохождения альтернативной службы, но понял, что это не для меня. Лучше уж год отслужить», – высказал свое мнение Сергей.
По статистике, по итогам каждой призывной кампании «альтернативщиками» становятся 2-3 человека. Такой низкий показатель сами военные объясняют тем, что большинство молодых людей просто не готовы к тому, чтобы за гроши заниматься непрестижной работой.
Такой же позиции придерживается и депутат Самарской губернской думы Наталья Боброва. «Сам институт альтернативной службы возник в связи с необходимостью решения мировоззренческих и религиозных задач. Для многих молодых людей это та же самая потеря времени, поэтому они отдают свое предпочтение армии. Другими причинами того, что мало кто из молодежи выбирает альтернативную службу являются достаточно тягомотная процедура оформления документов, а также то, что многие из потенциальных призывников вообще не осведомлены о возможности такого замещения традиционной службы в рядах Российской армии», – сказала госпожа Боброва.