Нет, наверное, ни одного современного человека, который ни разу не посещал стоматолога. И у каждого свое понимание качества стоматологических услуг. Для одного важно, чтобы не было больно, для другого – чтобы доктор был вежливый и добрый, для третьего – чтобы пломба долго держалась. Кто прав? Да, пожалуй, все.
Причины недолговечности
«Основными показателями качественного стоматологического лечения являются безболезненность, инфекционная безопасность и медицинская обоснованность всех лечебно-диагностических манипуляций», – говорит главный врач ГУЗ «Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника», кандидат медицинских наук Юлия Шухорова. Многие пациенты еще добавили бы – и долговечность.
Многие спрашивают: «Почему выпала пломба?» И действительно, иногда даже недавно установленные пломбы покидают наши зубы безвременно и неожиданно. Причин может быть несколько.
Прежде всего, все пломбировочные материалы отличаются по своим свойствам. Одни материалы дают большую усадку со временем, в результате чего уменьшаются в объеме, то есть, образуется зазор между стенкой и пломбой, куда проникают микробы и пищевой налет, в результате чего под пломбой начинает развиваться кариес. Некачественная обработка кариозной полости зуба приводит к развитию кариозного процесса под пломбой, стенки вокруг пломбы размягчаются, что приводит к ее выпадению.
Существуют лечебные прокладки, которые выделяют фтор в стенки зуба, тем самым предотвращая развитие кариеса под пломбой. Если их не использовать, то это также приведет к развитию кариеса и как следствие к выпадению пломбы.
Немаловажную роль в развитии кариеса под пломбой играют общие заболевания, которые приводят к нарушению обмена веществ, а также усвоения микроэлементов. Это способствует ослаблению стенок зуба и развитию кариеса.
Отсутствие гигиены также может повлиять на выпадение пломб, так как образуется налет, который не только повреждает стенки зуба, но и ведет к развитию кариеса.
Также причиной выпадения пломбы и скол стенок может служить неверный подход к лечению, когда стенки зуба сильно истончены, а пломба занимает больше половины зуба. В этом случае на такой зуб необходимо надеть коронку, чтобы укрепить его.
Так что помимо объективных, природных причин и банальной лени ухаживать за собственными зубами, существует также задача правильного выбора стоматологической клиники.
Что можно гарантировать
Если мы заплатили за что-то деньги, то хотим быть уверенными, что это «что-то» будет служить нам верой и правдой, и служить долго. К пломбам в наших зубах это тоже относится. Но есть одно «но».
Лечение и излечение – это не тождественные понятия и, соответственно, договор на оказание медицинских (стоматологических) услуг – это не договор на излечение. В большинстве случаев лечение кариеса зуба является исключительно симптоматическим. Пациент обратился с жалобами на наличие дефекта твердых тканей зуба и связанные с этим болевые ощущения или эстетические неудобства. Врач-стоматолог устраняет имеющийся дефект, восстанавливая анатомическую и функциональную целостность зуба. Пациент хочет устранить дефекты, избавиться от боли и неудобств. При этом в его сознании это и есть излечение. Вот результат достигнут, лечение оплачено – давайте гарантию. Тут-то и возникает вопрос – а гарантию на что?
«Взаимодействие врача и пациента может проходить по двум основным сценариям, – рассказывает директор стоматологической практики «Сентябрь», врач высшей категории, кандидат медицинских наук Ирина Ганжа. – Первый – врач идет на поводу у пациента и проводит ему симптоматическое лечение. Пациент доволен. Лечение проведено быстро, не болит, не беспокоит, все красиво да еще недорого. А что дальше? На что может быть дана гарантия в таком случае? На пломбу в том смысле, что она не сотрется и не растворится в полости рта? Так подобную гарантию должен давать не стоматолог, а производитель и продавец стоматологического материала, ведь стоматолог продает не стоматологические материалы, а стоматологические услуги. На то, что врачебные манипуляции были выполнены правильно и адекватно? Правильность врачебных манипуляций определить весьма проблематично, а зачастую и просто невозможно, так как многие из них не имеют конечного материального результата, существующего продолжительно во времени, а имеют свое отражение только в медицинских документах. Оценить, правильно или неправильно выполняется та или иная врачебная манипуляция, должна аттестационная комиссия, которая и выдает врачу сертификат специалиста и разрешение заниматься врачебной деятельностью. Само по себе действие нематериально. Что касается адекватности, то тут все упирается в обследование пациента. Чем более полно был обследован пациент, тем точнее диагноз и тем более адекватное лечение ему можно провести».
В понятие «обследование» входит очень многое. Как живет пациент, чем питается, кем работает, умеет ли чистить зубы. Все это влияет на конечный результат. А значит, все это важно. «При необходимости пациенту должно быть проведено полное диагностическое обследование, так как для качественного лечения практикующий врач должен иметь адекватные и точные исходные данные», – подчеркнула Юлия Шухорова.
Поэтому стоит внимательно выбирать клинику. Дешево не значит хорошо. И дорого не значит хорошо. Выбирайте врача. И выполняйте все его советы и рекомендации. Даже такие, которые кажутся набившими оскомину – вроде правильной чистки зубов. И тогда вопросы качества стоматологической помощи стоять вообще не будут.
Юлия Шухорова, главный врач ГУЗ «Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника», кандидат медицинских наук:
- Стоматология является практически единственной службой в здравоохранении, имеющей овеществленные формы медицинского труда (в особенности ортопедическая стоматология), в связи с чем процесс оценки качества оказания стоматологической помощи имеет специфические особенности. Нужно учитывать, что качество не возникает в процессе контроля, а создается на каждом этапе оказания медицинской услуги. Обеспечение качества сложных стоматологических операций требует обязательного командного подхода в работе стоматологов различного профиля. Только в этом случае мы можем ожидать стабильный косметический и функциональный результат.
Ирина Ганжа, директор стоматологической практики «Сентябрь», врач высшей категории, кандидат медицинских наук:
- При обращении пациента к врачу за медицинской помощью, первый, как правило, имеет определенные жалобы, на которых он и акцентирует внимание врача. Тот же, в свою очередь, должен не только ограничиться выяснением жалоб пациента, но провести необходимое полное обследование с целью выявления не только видимого очага заболевания, но и причин его возникновения, сопутствующих патологий и имеющихся осложнений. Конечно, не стоит доводить ситуацию до абсурда, когда методы обследования становятся не вспомогательными мероприятиями, а, скорее, самоцелью врача, однако и ограничиваться исключительно изучением только внешних видимых проявлений тоже нельзя.