Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту оскорбления депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева. Поводом для этого послужили резкие высказывания в его адрес со стороны нескольких самарских блоггеров, которые они опубликовали в личных «Живых Журналах». Следствию предстоит установить личности обидчиков депутата. Впрочем, некоторые из них не намерены скрываться от правосудия.
Депутат самарской губернской думы Михаил Матвеев обратился с заявлением в прокуратуру Самарской области в начале мая. Народный избранник требовал установить личности и привлечь к предусмотренной законом ответственности блогеров, которые в своих «Живых Журналах» оскорбляют его, унижая таким образом его человеческое достоинство. Авторы нескольких частных блогов критиковали его как политика и как человека, используя при этом ненормативную лексику и нелицеприятные сравнения.
«Я терпеливо отношусь к критике в свой адрес, поскольку она преследует любого человека, который занимается политической деятельностью, – рассказал 63.ru Михаил Матвеев. – Более того, конструктивная критика, на мой взгляд, помогает более эффективно и качественно работать. Но конструктивная критика – это не обливание грязью и не прямые оскорбления личности. А именно к этому прибегают несколько самарских блогеров, личность которых, я очень надеюсь, помогут установить правоохранительные органы». Депутат пояснил, что если бы случаи с его оскорблениями были разовыми, то он не стал бы обращать на них внимания. Однако здесь, по его мнению, имеет место быть не просто негативное отношение к его личности отдельных граждан Самарской области, а черная пиар-акция, которая заказана его политическими оппонентами.
Заявление депутата областная прокуратура направила в ГУ МВД РФ по Самарской области. В силовом ведомстве после рассмотрения документа приняли решение о возбуждении уголовного дела по статье 319 УК РФ – оскорбление представителя власти.
«Я надеюсь, что сотрудники правоохранительных органов установят личности тех, кто этим занимается, и они понесут наказание, предусмотренное законодательством. Хотя они наверняка начнут отпираться и утверждать, что лично ничего не писали, а пароль и логин от их блогов были у многих людей, и написать могли и они. Впрочем, я надеюсь, что сотрудники правоохранительных органов разберутся, что к чему, и в следующий раз тем господам, что позволяют себе подобного рода оскорбления в адрес меня, будет не повадно так поступать», – подчеркнул Михаил Матвеев.
Кого именно имеет ввиду депутат – он говорить не стал. Впрочем, тех, кто систематически вспоминает плохим словом депутата на самом деле не так много. В их числе бывший самарский журналист, а ныне руководитель пресс-службы мэрии Саратова Дмитрий Бегун. «То, что я писал когда-то в своем блоге – это мое личное дело, – говорит он. – Я не отказываюсь от своих слов и готов повторить все это в присутствии правоохранительных органов». Следствия и суда блогер не опасается, поскольку не считает, что делал что-то выходящие за рамки законодательства.
Подобных прецедентов в Самаре было не так уж и много. Например, в 2004 году к штрафу и условному наказанию приговорили бывшего главного редактора газеты «Самарская Дума» Владимира Еремеева. «Редактора признали виновным по статье «Оскорбление представителя власти» и приговорили к шести месяцам условного срока заключения и штрафу. Это был один из первых подобных прецедентов в России», – припомнил адвокат Александр Паулов.
Спикер губернского парламента Виктор Сазонов также отстаивал честь и достоинство в суде. Он написал заявление в правоохранительные органы, в котором просил привлечь к ответственности редактора «Деловых новостей» за публикацию, порочащую его честь и достоинство. Силовики возбудили уголовное дело, которое до суда так и не дошло – стороны примирились.
«Я считаю подобные уголовные дела не самыми сложными, и не исключено, что люди, оскорбившие Матвеева, предстанут перед судом. Установить их личности не так уж и сложно, и собрать доказательную базу будет вполне реально. Впрочем, существует вероятность, что стороны смогут примириться до начала судебного процесса», – заключил адвокат.