Так уж повелось в России – запрягаем долго, едем быстро. О необходимости глобальной реконструкции воздушных ворот Самарской губернии на самых разных уровнях говорили давно, но только 2007 год дал старт модернизации МАКа – международного аэропорта «Курумоч». Большим работам предшествовал кропотливый труд над генеральным планом развития аэропортового комплекса, еще больше времени заняла подготовка комплексного обоснования инвестиций в реконструкцию и модернизацию «Курумоча». Документ разрабатывал отраслевой московский институт - ГПИиНИИ ГА «Аэропроект». Только после утверждения документации в Министерстве транспорта России и выбора подрядчика модернизация получила практическое воплощение. Благо, финансирование проекта из федеральной казны осуществляется стабильно, хотя цена вопроса увеличивается год от года.
Светлая полоса
Стоимость преображения «Курумоча» сегодня достигла 10,5 млрд рублей, а поскольку все работы по реконструкции аэродрома и строительству терминалов предполагается завершить не позднее 2016 года, не нужно быть астрологом, чтобы предположить: на модернизацию аэропорта потребуется значительно больше средств. Однако игра стоит свеч. И дело тут не только в мундиале-2018. Само время требует больших изменений в главной воздушной гавани региона. Непосредственно реконструкция аэропорта делится на две части: преображение аэродрома и аэровокзального комплекса, говорит генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид Шварц. Аэродромные объекты – федеральная собственность, поэтому их реконструкция выполняется за счет государственного бюджета в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Заказчиком реконструкции МАК выступает Росавиация, а заказчиком-застройщиком – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Генеральный подрядчик – московская фирма «Ирмаст-Холдинг», еще в 2007 году ставшая победителем конкурса на реконструкцию нашего аэропорта, работает весьма энергично и в эти дни приступает к капитальной реконструкции второй взлетно-посадочной полосы, которую закрыли 25 мая. Поэтому вся нагрузка по отправке и приему бортов сейчас легла на первую ВПП, подготовленную к этому соответствующим образом. Что касается второй полосы, после реконструкции она «вырастет» на 500 метров, став длиной 3500 метров и одной из самых современных в России. Таким образом, кратно повысится безопасность авиалайнеров при взлете-посадке, а самой ВПП присвоят высшую, третью категорию ИКАО. Кстати говоря, в нашей стране буквально по пальцам можно пересчитать аэродромы, имеющие полосы такого класса. По окончании модернизации самарский аэропорт будет иметь возможность принимать практически все типы самолетов без ограничений по взлетной массе. В целом же, если верить генплану, модернизация аэропорта затрагивает реконструкцию и расширение центрального и восточного секторов перрона, возведение водосточно-дренажной сети аэродрома с очистными сооружениями поверхностного стока, прокладку инженерных коммуникаций к новым объектам, а также строительство грузового перрона для воздушных судов большой грузоподъемности и множество других объектов.
В ожидании нового терминала
Что касается второй части проекта – возведения нового аэровокзального комплекса, топ-менеджмент аэропорта совместно с правительством Самарской области активно взаимодействует с инвестиционным сообществом на предмет привлечения крупного бизнеса к строительству нового терминала, которое, по прогнозам Леонида Шварца, должно начаться в 2012 году. Сегодня пассажиропоток «Курумоча» многократно превышает расчетные нормативы аэровокзального комплекса, отсюда жалобы пассажиров на неудобства, да и сами сотрудники аэропорта уже давно хотят работать в новом, комфортабельном, оснащенном по последнему слову техники здании. В настоящее время госкорпорация развития Самарской области совместно с голландской компанией NACO и дирекцией аэропорта работают над мастер-планом нового аэровокзала, который будет презентован в июне-июле этого года, после чего будет объявлен тендер и определится подрядчик строительства аэровокзального комплекса. Стоимость проекта будет ясна только после завершения подготовки мастер-плана, но предварительную раскладку можно сделать уже сейчас. Федеральный бюджет должен вложить в проект 9 миллиардов рублей. Примерно столько же ждут от инвесторов. Кстати, принять финансовое участие в строительстве нового аэровокзала в Самаре изъявили желание многие компании с мировым именем. Это и немецкая фирма Fraport, и французская Vinci, и даже австралийская Macquair Group. К зарубежным инвесторам присоединилась и крупная российская компания «Ренова».
Первый этап реконструкции аэровокзала предполагает создание временного терминала прибытия и снос ныне существующего терминала. Сюда же входят реконструкция и модернизация вспомогательных объектов инфраструктуры, модернизация объектов управления воздушным движением. Второй этап – возведение второго и третьего модулей пассажирского терминала. Монтаж оборудования по второй категории ИКАО плюс модернизация пунктов пропуска, систем обработки багажа, стоек регистрации. Сама реконструкция аэровокзала не повлияет на текущую работу «Курумоча». Авторы проекта продумали систему мер, предусматривающих функционирование аэровокзала с одновременным производством строительно-реконструкционных работ. Одной из изюминок обновленного «Курумоча» станет создание центра технического обслуживания зарубежных воздушных судов. Кстати, работа над этим уже началась.
Ангар для «Боинга» – немецкий вариант
В мае текущего года администрация аэропорта подписала предварительное соглашение о создании технического центра с одной из зарубежных компаний. Леонид Шварц не раскрыл названия фирмы, поскольку не завершены некоторые юридические процедуры с компанией-партнером, но к строительно-монтажным работам готовятся полным ходом. Актуальность создания технического центра международного класса назрела давно. Сегодня порядка 80% самолетов, летающих в России, – зарубежного производства. Как правило, это «Боинги», практически «прописавшиеся» в российском небе, и «Эйрбасы». Российские авиалайнеры используются в пассажироперевозках все реже. Вот почему создание центра техобслуживания зарубежных авиалайнеров назрело давно. Пока «закордонные» самолеты обслуживаются в основном за границей, за исключением столичного «Домодедово», где такой центр уже создан. Авиакомпания «S-7» возводит собственный центр обслуживания в Москве. В Самаре вопрос создания центра обсуждается давно. И появится он в «Курумоче» к концу 2011 года. Центр будет представлять собой специальный комплекс, точнее - ангар, который построят на условиях софинансирования с зарубежным партнером нашего аэропорта. Почему он должен появиться до наступления зимы? К ангарам подобного рода предъявляются жесткие требования, говорит Леонид Шварц, поскольку по технологии обслуживать зарубежные авиалайнеры на улице нельзя. Проект ангара будет готов в июле. За основу разработчики проекта взяли ангар технического центра аэропорта Мюнхена. Он наиболее соответствует нашему климату и техническим требованиям. К примеру, в аналогичных сооружениях российского типа предусмотрен подогрев полов. Немцы же осуществляют прогрев сверху, с помощью специальных вентиляторов. Экономично, практично и надежно.
Собираешься за рубеж? Сдай «пальчики»!
Появление в «Курумоче» новой системы воздушных пунктов пропуска через госграницу, о чем говорил недавно на одном из совещаний в Москве руководитель этого ведомства Дмитрий Безделов (такими системами федеральный чиновник предложил оснастить семь воздушных пунктов пропуска в аэропортах нашего федерального округа), глава «Курумоча» назвал своевременным. Ведь эти пункты пропуска, по сути дела - специальные кабины, представляются сегодня наиболее прогрессивным методом контроля пассажиров, вылетающих за рубеж. Кстати, в «Курумоче» уже сейчас действует система биометрической регистрации пассажиров, вылетающих за пределы России, с использованием фейс-контроля и дактилоскопии. Если же Росгранице удастся реализовать идею совершенствования воздушных пунктов пропуска, причем за счет федерального бюджета, это пойдет на пользу всем, считают в руководстве МАК. Впрочем, и бизнес через систему государственно-частного партнерства имеет полное право принять участие в реализации замысла. Если к этому у инвесторов будет интерес. Что же касается будущих итогов большой реконструкции «Курумоча» – ясно одно: пассажирские перевозки по окончании модернизации будут осуществляться по международным стандартам. Обновленный авиаузел создаст существенные предпосылки для экономического развития региона. И, конечно, МАК подтвердит статус одного из ведущих авиапредприятий России, способных на равных конкурировать не только с ведущими аэропортами ПФО и УрФО, но и с питерским «Пулково», и с главными авиапредприятиями Москвы.
Леонид Шварц, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»:
- Мы планируем, что пропускная способность нового терминала составит 2000 пассажиров в час, а это предполагает, что площадь нового аэровокзала будет равна 60 тысячам квадратных метров. Новый аэровокзал будет представлять собой современное архитектурное сооружение, оснащенное всеми необходимыми коммуникациями и оборудованием, в т.ч. для пассажиров с ограниченными возможностями. Аэровокзал будет снабжен галереями, телескопическими трапами для выхода пассажиров на посадку. В нем будет расположена новая гостиница. Будут созданы рекреационные зоны для пассажиров, построены магазинчики, кафе, бары и т.д. Кроме всего прочего, мы предполагаем возвести новый грузовой терминал.