В четверг, 30 июня, в Октябрьском районном суде Самары состоялись предварительные слушания по уголовному делу трех сотрудников ДПС, обвиняемых в превышении должностных полномочий. По версии следствия, в январе прошлого года, стражи порядка насмерть забили 24-летнего Владимира Харчева. Правоохранители в течение полутора лет собирали доказательную базу. По мнению экспертов, в случае вынесения обвинительного приговора, виновных ожидают длительные сроки заключения.
24-летний Владимир Харчев погиб в январе прошлого года. Вместе с друзьями – двумя молодыми людьми и двумя девушками они отдыхали в КРК «Полет». Во время вечеринки друг Владимира – Александр Янкин – поссорился со своей девушкой. Парень был лишен прав, и последние полгода именно она водила его машину. После конфликта Александр Янкин решил сам отвести друзей домой. На перекрестке Московского шоссе и улицы Революционной он на большой скорости проскочил на красный сигнал светофора. Это зафиксировали сотрудники ГИБДД. Они попытались остановить нарушителя, но водитель «четырнадцатой» продолжал движение, невзирая на требования работников ДПС.
Только на улице Карла Маркса машину удалось блокировать. По версии следствия, дальнейшая картина произошедшего выглядела так. После того, как «четырнадцатую» остановили, сотрудники ДПС вытащили из машины водителя Александра Янкина, пассажира Владимира Харчева и еще двух человек. Всех положили лицом вниз, а Александра и Владимира стали избивать. Янкин получил незначительные травмы. Харчева госпитализировали в больницу имени Пирогова, где он скончался через несколько дней.
В результате, в отношении троих сотрудников ДПС возбудили уголовное дело по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие смерть». В ходе следствия, милиционеры свою вину не признали. По их словам, Харчеву они побоев не наносили. Молодой человек, якобы, получил травмы еще до того, как сел в машину. Собрать доказательную базу по уголовному делу следователям было достаточно сложно: не было ни одного незаинтересованного свидетеля. Городская, областная и генеральная прокуратуры не стали утверждать обвинительное заключение.
«Я бы не стала называть эту ситуацию войной двух структур, как утверждают некоторые, – считает уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. – В деле нет свидетелей, которые бы напрямую указали, кто избивал Владимира Харчева. Это значительно осложнило работу следователей. Очень сложно доказать, что тот или другой инспектор нанес удар, от которого скончался Владимир».
Родители и друзья погибшего в апреле 2011 года обратились в приемную президента с просьбой вмешаться в расследование уголовного дела. Вскоре его вернули на доследование. В итоге, обвинительное заключение подписали и дело направили в Октябрьский районный суд. В четверг, 30 июня, состоялось первое предварительное слушание по этому делу, которое проходило в закрытом режиме.
По словам юристов, в случае вынесения обвинительного приговора, подсудимым грозят длительные сроки заключения. «По этим двум статьям – «Превышение должностных полномочий» и «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие смерть» – обычно дают длительные сроки. По первой из них подсудимому грозит до десяти лет лишения свободы, по второй – до 15 лет тюрьмы», – говорит председатель коллегии адвокатов Самарской области Александр Паулов.
Перед судом будет стоять серьезная задача: разобраться в том, кто именно из сотрудников ДПС наносил удары парню, и что именно привело к его смерти. Раннее сотрудники прокуратуры утверждали, что следователи собрали слабую доказательную базу по уголовному делу.
«По-моему, доказательная база в этом деле вполне достаточная, – считает Александр Паулов. – В машине ехали свидетели, которые видели факт избиения. Так же имеется экспертиза трупа погибшего. Думаю, для того, чтобы суду вынести объективное решение, этого будет достаточно. Лично я считаю, что сотрудники ГИБДД должны получить реальные сроки. Я не понимаю, зачем они начали избивать парня ногами. Подобное нельзя делать даже с опасным преступником, который оказывает сопротивление. У милиционеров в машине всегда есть специальные средства – наручники, газовые баллончики. Можно было воспользоваться ими. Но забить до смерти мальчишку, который немного выпил в клубе, это просто недопустимо».
Правозащитники, в свою очередь, считают, что родным погибшего, возможно, предстоит долгая борьба с сотрудниками ГИБДД. «Даже если полицейские виноваты, доказать их причастность к преступлению очень затруднительно, но родным погибшего молодого человека не стоит отчаиваться. Главное не опускать руки, даже если суд примет решение не в их пользу. Можно подключить к борьбе прокуратуру, правозащитников, адвокатов. Я думаю, если приложить максимум усилий можно добиться справедливости в этом деле», – считает правозащитник Людмила Кузьмина.