В понедельник, 11 июля, в аэропорту Курумоч приземлился самолет ТУ-154 авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились туристы, которые должны были прибыть в Самару из Анталии еще в воскресенье, 10 июля. По словам руководства авиаперевозчика, изначально вылет отложили из-за перегрева двигателя. Потом самолет с самарцами не мог вылететь в Курумоч по причине перегруженности аэропорта. Самарские туристы, в свою очередь, недовольны сложившейся ситуацией и выражают намерения подать жалобу на представителей авиакомпании.
Самолет ТУ-154-М, летевший из Анталии со 150 пассажирами на борту, должен был приземлиться в Самаре в воскресенье, в 21:30. Но, из-за непредвиденных обстоятельств, рейс отложили на 13 часов.
Как рассказала 63.ru находившаяся на борту самолета жительница Тольятти Кристина Л., в аэропорт Анталии самарцы прибыли в 17:00 в воскресенье, 10 июля. Туристы сели в самолет, но вовремя так и не вылетели. Сначала ТУ-154 некоторое время курсировал по территории аэродрома. Потом самолет остановился. Пассажиры, которые долгое время оставались в неведении и не понимали, что происходит, потребовали, чтобы их доставили в здание аэропорта.
«Когда мы вышли из самолета, то увидели, что двигатель у нашего самолета дымится, – рассказывает Кристина. – Возле самолета стояли двое пожарных и тушили турбину. Это снимал на видео один из пассажиров. Мы пытались спросить у пожарных и членов экипажа в чем дело, но они сказали, что не понимают по-русски».
По словам Кристины, среди туристов началась паника. Люди опасались за свою жизнь и потребовали, чтобы их отправили в Самару на другом самолете. Пассажирка утверждает, что ни туроператор, ни сотрудники авиакомпании не могли сказать ничего вразумительного и объяснить туристам, когда все-таки они полетят домой.
«Почти восемь часов мы просидели без воды и еды, – рассказывает девушка. – У меня на руках был маленький ребенок. Нам обещали, что нас отвезут в гостиницу, но автобус, который отвез нас в отель, прибыл только в 12 часов ночи. Но и тут произошла неувязка. Людей привезли в одну гостиницу. Потом нам сказали, что мы ночевать в ней не будем, поэтому должны переехать в другой отель. Я не спала почти всю ночь. Несмотря на то, что в целом отдых удался, ситуация с вылетом полностью выбила меня из колеи».
Пассажиры рейса Анталия-Самара утверждают, что в аэропорту турецкого города у самолета загорелась одна из турбин. По словам сотрудников авиакомпании «Когалымавиа», на самом деле у машины из-за перегрева не завелся один из двигателей.
«Дело в том, что было очень жарко. Высокая температура воздуха привела к перегреву двигателя. Его охлаждали в течение полутора часов. Самолет уже был готов к вылету, но у нас возникла другая проблема – в самарском аэропорту Курумоч наш самолет отказались принимать из-за его перегруженности. В итоге, пассажирам пришлось ждать вылета более 13 часов. Всем пассажирам предоставили гостиницу и обеспечили питанием», – проинформировал 63.ru технический директор авиакомпании «Когалымавиа» Сергей Дурасов.
Позицию авиаперевозчика поддержали и в Росавиации. «Никакого пожара не было, – рассказал 63.ru советник руководителя ведомства Сергей Извольский. – Просто из-за жары в 45 градусов необходимо было охладить двигатель». Специалисты уверяют, что в случае возгорания в двигателе экипаж не пошел бы на риск. «Какой смысл пилотам сажать пассажиров в аварийный самолет. Таким образом они подвергли бы опасности свои жизни и жизни еще 150 человек», – высказался господин Извольский.
Причину того, почему рейс из Анталии в Самару задержали в турецком аэропорту после охлаждения двигателей объяснил 63.ru директор ОАО Международный аэропорт Курумоч Леонид Шварц: «Дело в том, что рейс отклонился от графика. Из-за этого он должен был прибыть в Самару в то время, когда в Курумоче ожидали прибытия большого количества других самолетов. Если бы борт прилетел именно в этот момент, то это привело бы к столпотворению на таможенном пункте. Сотрудники таможни просто не успели бы своевременно провести досмотр такого большого количества людей. В результате, мы предложили авиакомпании «Коголымавиа» другое время для прилета. И сегодня утром самолет в 9:30 успешно приземлился в нашем аэропорту».
Несмотря на благополучное завершение своего путешествия, пассажиры остались недовольны действиями сотрудников авиакомпании. Кристина Л. рассказала, что намерена подать жалобу на авиаперевозчика и требовать компенсацию.
Стоит отметить, что пассажиры тех рейсов, вылет или прибытие которых задерживают по различным причинам, неоднократно обращались в суд с исками. Юристы считают, что в данном случае служители Фемиды обычно встают на сторону туристов.
По действующему законодательству, если вылет самолета задержали на один час и более, авиакомпания, по вине которой это произошло, обязана предоставить гостиницу и питание, а также возместить все расходы, которые пассажир понес по причине задержки.
Члены общества по защите прав потребителей РФ, а также специалисты Роспотребнадзора советуют: для того, чтобы получить денежную компенсацию, пассажиру необходимо на авиабилете поставить отметку времени прилета и вылета с подписью и штампом администратора аэропорта. После этого пострадавшему следует написать претензию авиаперевозчику. По закону, авиакомпания обязана возместить все расходы «задержавшегося» пассажира. На данный момент также существует единовременная компенсация, которую выплачивают каждому пассажиру в случае задержки рейса, от 25 рублей за час. Но в ближайшее время Госдума планирует увеличить это сумму до 10 тысяч рублей.