Второй год подряд министерство проводит сопоставительный анализ результатов экзаменов выпускников 9-х и 11-х классов. Получается, что проверяются одни и те же учащиеся, только через два года обучения.
Исследование позволило определить динамику успехов выпускников по результатам государственной итоговой аттестации в 9-м классе и ЕГЭ — в 11-м, по русскому языку и математике. Выяснилось, что определяющее влияние на единый госэкзамен оказывает первичный балл, полученный на ГИА. Ученики, получившие хороший результат в 9-м классе, успешны и на ЕГЭ.
Кроме того, многое зависит от учителя. Учащиеся, занимающиеся у педагогов с высшей категорией, сдавали экзамен лучше других, которые учились у преподавателей более низкой квалификации. На результаты влияют даже переход ученика в другую школу, смена педагога, учеба в профильных классах, выбор учебников и даже численность учащихся в образовательном учреждении. Была опровергнута гипотеза, что городские выпускники намного успешнее сельских. К примеру, Шенталинская школа показала результаты более высокие, чем признанные и престижные городские. И, по словам министра Дмитрия Овчинникова, подобный опыт надо транслировать по школам региона.
Анализ также позволил определить лучшие и проблемные территориальные управления министерства. На последней коллегии было рекомендовано провести такие исследования не только по всем образовательным округам, но и школам, чтобы внести существенные коррективы в программы развития на будущие годы.