Сотрудники ГИМС МЧС провели проверку речного транспорта. По закону, суда могут пересекать Волгу только в четырех местах: в районе Барбошиной поляны, спуска на улице Советской Армии, спуска лейтенанта Шмидта, и в устье реки Самары. Как известно, на пляжах города уже давно работают перевозчики. Сотрудники ГИМС считают, что их деятельность незаконна. А самарцы уверены, что без них обойтись нельзя, так как суда, переправляющие за Волгу, обычно забиты под завязку. Вместе с тем, жители города обеспокоены своей безопасностью. Многие из них считают, что лодочники не несут ответственности за их жизнь и здоровье.
Сотрудники ГИМС МЧС провели рейд по местам незаконных стоянок и переправ катеров. В ходе проверки они задержали нескольких нарушителей. По фактам нарушений сотрудники МЧС составили административные протоколы и выписали штрафы.
«Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет надзор за деятельностью маломерных судов при государственной регистрации и дальнейшей эксплуатации в личных целях, – говорит заместитель начальника ОГИМС ГУ МЧС РФ по Самарской области Евгений Воистинов. – Поднадзорные суда ежегодно обязаны проходить техосмотр, при котором проверяется исправность маломерного судна и его укомплектованность необходимым оборудованием и спасательными средствами. Судоводители, перевозящие граждан, несут персональную ответственность за их безопасность при погрузке, выгрузке и нахождении на маломерном судне в соответствии с «Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ» и «Правилами плавания на внутренних водных путях РФ».
Несмотря на ответственность за жизнь пассажира, предусмотренную законом, многие судоводители нарушают предусмотренные правила. Например, чтобы сэкономить время, многие самарцы пользуются услугами коммерсантов на моторных лодках, которые за определенную плату перевозят людей с одного берега на другой. Оказывается, их деятельность незаконна по нескольким причинам.
«Переплывать Волгу на маломерном судне на территории Самары можно только в четырех местах: в районе Барбошиной поляны, на 250 метров ниже спуска улицы Советской Армии, на спуске лейтенанта Шмидта и последние место – в устье реки Самары, – говорит заместитель начальника центра ГИМС МЧС РФ Вячеслав Ахроменко. – Только в этих местах можно высаживать и принимать пассажиров. На всей остальной территории Волги в черте Самары это запрещено. Штраф за нарушение составляет 1000 рублей. Эти правила вводили специально для того, чтобы не мешать речным судам, которые следуют по своим маршрутам. У капитанов есть информация о зонах, где происходит переправа. Они знают, где именно можно ожидать частных катеров или лодок. Нарушение места переправы может привести к несчастному случаю на акватории. Мы надеемся, что граждане сами задумаются о безопасности и начнут соблюдать правила».
Как известно, перевозчики на моторных лодках пересекают акваторию в неустановленных местах. Но это не единственное нарушение, которое они допускают при перевозке. По правилам, судоводитель должен совершать посадку и высадку пассажиров исключительно на станции. При этом необходимо, чтобы на нем была соответствующая экипировка. Также на судне должны находиться специальные спасательные средства – жилеты и круги. Владелец коммерческого судна должен иметь при себе документы на лодку, судовой билет и свидетельство о техосмотре.
«У нас нет точных данных, сколько водителей занимается коммерческими перевозками людей на маломерных суднах, – говорит Вячеслав Ахроменко. – Но без соблюдения ими всех этих правил их деятельность незаконна, и мы будем с ними бороться».
«На данный момент эта проблема действительно очень остра, – считает председатель самарского общества спасения на водах Андрей Емелин. – К сожалению, многие перевозчики, которые переправляют людей с одного берега Волги на другой, не имеют лицензии. Они не оснащены специальными средствами спасения. Но, несмотря на это, самарцы регулярно пользуются их услугами, так как другие суда переполнены. Многие наши сотрудники неоднократно наблюдали нарушения со стороны судоводителей, которые перевозят пассажиров. Например, недавно гидроцикл зашел в зону купания, чтобы забрать пассажиров. Спасатели сделали ему замечания, но он никак не отреагировал. Наши сотрудники вызвали инспекторов ГИМС МЧС. Они составили рапорт. Но в тот же вечер этот гидроцикл вновь причалил в зоне купания, чтобы забрать пассажиров».
Стоит также отметить, что пассажиров «речных таксистов» не смущает тот факт, что коммерсанты на катерах и моторных лодках не выдают билетов, соответственно пассажир не застрахован от несчастного случая.
Многие жители Самары поддерживают инициативу сотрудников ГИМС. Но для части из них это создаст определенные трудности, ведь именно в летний период большое количество горожан выезжают за Волгу.
«Я на выходных хотела уехать на турбазу, – рассказывает самарчанка Екатерина Миронова. – Мы часто там отдыхаем и всегда переправлялись без проблем. Но в этот раз, когда мы приехали на причал, оказалось, что пристань закрыли. Суда уходили только с соседнего причала. Там их было гораздо меньше. В результате, на пристани образовалась большая очередь и толкучка. На противоположный берег Волги из Самары ходили только два судна «Аврора» и «Пска». Но на них было такое огромное количество людей, что мы полтора часа ждали своей очереди, чтобы попасть на корабль. При этом на улице было очень жарко, ждать было просто невыносимо».
По словам Екатерины, на противоположный берег Волги людям приходилось отправляться на частных моторных лодках и яхтах. Коммерсанты требовали за свои услуги 100 рублей с человека.
«У людей просто не было другой возможности перебраться на другой берег. Это, конечно, небезопасно, но ждать уже просто не было сил. Если катера-переправы запретят, то я не знаю, как люди будут ездить за Волгу», – говорит Екатерина Миронова.