Мы потребляем самую разнообразную рекламу с момента пробуждения и вплоть до отхода ко сну. Все мы ездим по нашим улицам, и создается такое впечатление, что любое людное место по определению является площадкой для рекламы. А законно ли это?
По данным самарского департамента строительства и архитектуры, «в соответствии с реестром рекламных конструкций, размещаемых на территории городского округа Самара, в настоящее время на территории города установлено 3560 отдельно стоящих рекламных конструкций формата 3х6 м, из них с действующими разрешениями 1778 конструкций». Вдумайтесь в эти цифры: на каждую сотню самарцев, включая грудных младенцев, глубоких стариков, прикованных к постели, пациентов психиатрических клиник, обитателей тюрем, колоний и так далее, приходится по три только лишь стандартных рекламных щита 18 м2. А если подсчитать все вывески, перетяги, рекламу так называемого сити-формата и прочее, то получится непрерывный поток наружной рекламы, в который каждый из нас попадает, как только выходит из дома. Не многовато ли с учетом того, что более трети всего этого попросту незаконно?
А как обстоят дела со сносом всего этого нелегального великолепия? Руководитель департамента Сергей Рубаков считает, что один лишь Закон о рекламе недостаточен: «С момента вступления в законную силу нового Федерального закона «О рекламе» в 2006 году с целью демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций департамент вынужден был обращаться в суд с исковыми заявлениями о принудительном демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. Процесс этот длительный и малоэффективный, поскольку рекламораспространители, в отношении которых вступили в законную силу решения суда о демонтаже рекламных конструкций, зачастую уклоняются от их исполнения. В этих случаях для принудительного исполнения судебных актов департамент вынужден обращаться в Службу судебных приставов. В настоящее время в работе у приставов-исполнителей находится 30 неоконченных исполнительных производств, в том числе в отношении 173 отдельно стоящих рекламных конструкций».
И в самом деле: установка рекламной конструкции занимает несколько часов, а судебный процесс по ее сносу может затянуться на месяцы и годы. Можно ли как-то ускорить и облегчить процесс? Опять же с учетом того, что за все время судебных процедур от незаконных конструкций может кто-то пострадать. Например, не увидит кто-то дорожный знак, закрытый рекламой. Про моральный вред от испорченного вида зданий уже не говорим. Сергей Рубаков считает, что можно ускорить. В конце 2010 года вышло Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ, разъясняющее нормы статьи 19 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с указанными разъяснениями уполномоченный орган местного самоуправления вправе осуществлять демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций без обращения в суд на основании предписания силами подрядной организации.
В настоящее время администрацией городского округа Самара в соответствии с наделенными федеральным законодательством полномочиями начат демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций. С апреля 2011 года на территории городского округа Самара силами администрации демонтировано 16 самовольно установленных рекламных конструкций компаний ООО«Консал Про», ООО«Информ-Технологии», ООО«ТДРеал» и других. До настоящего момента факты возвращения на рынок демонтированных конструкций не установлены. В департаменте нас заверили, что в дальнейшем работа по демонтажу незаконно установленных конструкций будет носить системный характер и будет продолжаться до тех пор, пока в городе не будет наведен порядок.