Социальные сети - это уже не только место общения и ресурс для обмена фото- и видеоконтентом, они предоставляют возможность и для привлечения клиентов. Провайдеры делают доступ к любимым сайтам активистов соцсети бесплатным, разрабатывают для них специализированные приложения и выгодные тарифы, стараясь максимально упросить жизнь и привлечь к себе внимание.
Растут каждый день
Согласно исследования ВЦИОМ, на февраль 2011 года 52% пользователей рунета состояли в социальных сетях. Среди мировых социальных сетей по посещаемости в личных целях лидируют Facebook и YouTube – 58% и 57% соответственно. Для решения бизнес-задач 23% аудитории выбирают Facebook, 21% – YouTube, еще 12% пользователей для этих целей выбрали LinkedIn, 11% – Twitter, 10% – Baidu, и практически полностью активную интернет-аудиторию рунета покрыл сайт «ВКонтакте». Наибольшую активность в соцсетях проявляет молодежь – у 18-24-летних активность в соцсетях вдвое выше, чем у 45-59-летних, и в четыре с лишним раза выше, чем у тех, чей возраст перевалил за 60. Активная молодежная категория более мобильна и технологически подкована, вероятно поэтому доля пользователей соцсетей с мобильных устройств составляет около трети (35%) от доли пользователей с ПК.
Операторы уже оценили перспективы работы с интернет-сообществом. «Как канал взаимодействия с потребителями социальные сети обеспечивают широкие возможности для оперативной обратной связи, имиджевого позиционирования, информирования о новых продуктах и услугах компании, – отметила специалист по связям с общественностью МТС «Поволжье» Екатерина Карпова.
Упрощают жизнь
Как рассказал старший специалист по внешним коммуникациям Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Дмитрий Дорошенко, в 2011 году его компания открыла абонентам бесплатный доступ в сети Facebook и «ВКонтакте», а также в популярный блог-сервис Livejournal.com. «Чтобы воспользоваться предложением, не нужно устанавливать никаких дополнительных программ – достаточно в строке браузера телефона набрать адрес: 0.facebook.com, 0.vkontakte.ru или 0.livejournal.com. Если абонент, используя бесплатный доступ, загружает контент с посторонних сервисов или переходит по ссылкам на другие сайты, то появляется сообщение о том, что дальнейший трафик будет оплачиваться согласно стандартной стоимости трафика на тарифном плане, к которому абонент подключен. Разработчики ПО для мобильных устройств постоянно предлагают пользователям решения, обеспечивающие более удобное взаимодействие с социальными сетями. Например, в июле 2011 года «Билайн» совместно с Facebook представила новое приложение для работы с этой социальной сетью. Его отличие от большинства уже существующих на рынке в том, что оно предназначено не для смартфонов, а для самых обычных телефонов. Главное условие – аппарат должен поддерживать Java», – пояснил Дмитрий Дорошенко.
В свою очередь МТС последовательно реализует стратегию WEB 2.0, заключающуюся в создании и продвижении мобильных сервисов для аудитории популярных WEB-ресурсов. «Реализован сервис SMS-уведомлений для пользователей социальных сетей Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир», LiveJournal и RuTvit.ru. Кроме того, абоненты МТС сегодня пользуются бесплатным доступом к мобильным версиям порталов Facebook и «ВКонтакте», а также имеют быстрый и удобный мобильный доступ через брендированные ресурсы МТС к видеопорталу Rutube, мультимедийному порталу Omlet. Кроме того, возможности социальных сетей расширяют сферу интеграции инновационных сервисов, разрабатываемых МТС, в повседневную жизнь абонентов», – рассказала Екатерина Карпова.
«МегаФон» также постоянно работает с аудиторией блогов и социальных сетей, выводя на рынок новые предложения и услуги, которые упрощают онлайн-общение. Так, 4 июля оператор запустил новую услугу для поклонников общения в мобильном Интернете – «Виджеты социальных сетей». «Теперь абоненты «МегаФона» через мобильный портал могут получать доступ к любимым социальным сетям и общаться в них без оплаты интернет-трафика, так как весь трафик внутри мобильного портала «МегаФона» не тарифицируется. Уже сейчас на мобильном портале m.megafon.ru доступны виджеты социальных сетей «Мой Мир», «Одноклассники» и «ВКонтакте», через которые одним «кликом» можно попасть на мобильные версии популярных сайтов, – рассказала директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «Мегафон» Елена Харитонова. – Получить виджеты могут пользователи, зарегистрированные на мобильном портале m.megafon.ru. Для этого их просто нужно выбрать в списке доступных виджетов. Блоки социальных сетей будут отображаться на главной странице наряду с доступными ранее – прогнозом погоды, курсом валют, гороскопом и другими».
Елена Харитонова также подчеркнула, что на мобильный портал «МегаФона» можно зайти с помощью любого телефона, дающего доступ к Интернету. Для этого требуется лишь включить передачу данных и набрать адрес m.megafon.ru в строке браузера. При этом мобильный портал находится в нулевой зоне тарификации, то есть трафик по всем действиям внутри мобильного портала не тарифицируется.
Что в будущем
Прогнозы насчет будущего социальных сетей довольно оптимистичны. Эксперты J'son & Partners прогнозируют прирост аудитории социальных сетей на 32,5%, до 49,7 млн человек (62% от общего числа пользователей рунета) в 2011 году. Следует отметить, что столь значительный прирост, по данным экспертов, объясняется тем, что все больше пользователей интересуются соцсетями и становятся их активными участниками. Такими темпами к концу 2015 года ожидается, что до 76,5% от общего числа интернет-пользователей станут активными участниками соцсетей.
«В настоящее время социальные сети находятся в стадии бурного роста, и в будущем это интенсивное развитие продолжится. Уже сейчас более 50% всего трафика приходится на социальные сети, и эта цифра постоянно растет. В процессе развития самих социальных сетей будут появляться новые специальные предложения. Пока этот рынок нельзя назвать конкурентным, поскольку операторы используют его в большей степени как альтернативный канал для взаимодействия с абонентами, получения от них обратной связи, для продвижения интернет-продукции», – считает начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала «Ростелекома» Елена Чистова.
Операторы уже сейчас активно начинают прислушиваться к мнению интернет-сообщества. «У «МегаФона» есть корпоративные аккаунты во всех популярных социальных сетях и сервисах для блоггинга (Livejournal.com) и микроблоггинга (Twitter.com). Благодаря общению в социальных сетях компания получает обратную связь о своих товарах и услугах от абонентов. Это позволяет совершенствовать сервисы в соответствии с требованиями конечных потребителей», – заключила Елена Харитонова.
Елена Харитонова, директор по связям с общественностью Поволжского филиала «МСС-Поволжье» (ТМ «Мегафон»):
– Совокупная аудитория социальных сетей в России выросла за прошедший год на 22%, в основном за счет старшей возрастной категории. Согласно данным исследования TNS по итогам 2010 года, в России хотя бы раз в месяц заходят в социальные сети 27 миллионов человек. Ядро участников блогосферы составляют молодые люди с активной жизненной позицией, которым важно общение.
Елена Чистова, начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала «Ростелекома»:
– Поскольку основная масса пользователей Интернета и социальных сетей предпочитает безлимитные тарифы, то линейной зависимости между ростом генерируемого социальными сетями трафика и доходами интернет-провайдеров нет. Но многие пользователи выбирают тариф с более высокой скоростью, а значит, более дорогой. Таким образом, у любого интернет-провайдера повышен интерес к данному подсегменту пользователей.
Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью «МТС» макрорегион «Поволжье»:
– В июне этого года МТС первой из российских сотовых компаний интегрировала услугу определения местоположения детей для родителей «Ребенок под присмотром» в популярные социальные сети рунета – Facebook, «Одноклассники» и «ВКонтакте». Теперь не выходя из аккаунта социальной сети, например Facebook, мама может посмотреть, где сейчас ее ребенок – в школе, на тренировке или в гостях.