Мало кто из жителей губернии знает, что в раскрытии многих преступлений следователям помогают специально обученные собаки. Четвероногие полицейские выезжают на место убийств, ограблений, участвуют в операциях по поиску взрывчатых и наркотических веществ. Самарские кинологи преуспели в обучении своих питомцев. В этом году их воспитанники заняли первое место на кинологическом конкурсе. О том, как идет подготовка собак-экспертов и как они охраняют самарцев, в интервью 63.ru рассказал начальник зонального центра кинологической службы при ГУ МВД по Самарской области Андрей Волгушев.
– В раскрытии каких преступлений принимают участие служебные собаки, и как вы выстраиваете работу кинологического центра с другими подразделениями органов внутренних дел?
– Наше подразделение принимает участие в раскрытии почти всех типов преступлений на территории области, начиная от краж и заканчивая убийствами. Наша работа выстраивается следующим образом. Сообщение о преступлении поступает к нам из дежурной части. Первыми на место происшествия выезжают сотрудники группы немедленного реагирования, чтобы обеспечить сохранность улик. После этого в составе следственной группы приезжает эксперт и кинолог со служебной собакой. Помимо участия в расследовании преступлений, наше подразделение привлекают к охране массовых мероприятий, таких как, например, «Рок над Волгой», Грушинский фестиваль. До приезда туристов на места отдыха кинологи со служебными собаки проводят проверку территории на наличие взрывчатых веществ.
– Расскажите о работе вашего кинологического центра в этом году.
– За шесть месяцев 2011 года служебные собаки обыскали 5734 помещения, 7826 единиц транспорта, и 1416 раз сотрудники выезжали на обследование местности. Помимо этого питомцы нашего центра помогли раскрыть 945 преступлений. Хотелось бы добавить, что после теракта в московском аэропорту «Домодедово» кинологи начали работать и на объектах транспортной инфраструктуры, таких как аэропорт Курумоч, железнодорожный вокзал, речной порт. Это произошло в связи сокращением соответствующих подразделений в структуре транспортной милиции.
– Может быть, вспомните примеры преступлений, которые удалось раскрыть с помощью собак?
– Недавно в Хворостянском районе обнаружили тело таксиста. Служебная собака взяла след и привела следственную группу к жилому вагончику. В нем находились двое мужчин, которые пояснили, что племянник одного из них недавно уехал на такси в том же направлении, где и произошло убийство. Впоследствии этого человека задержали и возбудили в отношении него уголовное дело.
– Облегчает ли кинологическая служба работу сотрудникам других подразделений правоохранительных органов?
– Определенно. Например, произошла квартирная кража, но преступников никто не видел. В этом случае собака может взять след вора и повести следственную группу в том направлении, в котором он скрылся. Исходя из маршрута разыскиваемого, следователи могут найти свидетелей или выйти на то место, где преступник попал в объектив камер наблюдения. Помимо этого у нас в центре есть экспертная лаборатория, оборудование которой помогает практически со стопроцентной точностью вычислить преступника. Например, грабитель обронил недалеко от места преступления перчатку. В ходе манипуляций в лаборатории потожировые следы, которые остались на предмете, переносят на марлевую повязку. Если подозреваемых в преступлении задержали, но никто из них не сознается, следователь назначает специальную экспертизу. В этом случае у предполагаемых преступников берут кровь, после чего собака по запаху определяет, кому из них принадлежал найденный предмет.
– А собака может ошибиться? Взять неверный след или указать не на того человека?
– Нет, ошибки быть не может. Все действия по розыску уже превратились у наших питомцев в рефлекс. Перед выходом на дежурство собаки проходят строгую комиссионную оценку. Если у кинологов возникают сомнения относительно того, сможет ли собака правильно взять след, она больше не будет принимать участие в розыскной деятельности. Поэтому сбить с толку подготовленную собаку почти невозможно. Как считают многие кинологи, своей собаке нужно верить. Во время поиска улик ошибиться может только кинолог, но не его собака.
– А какой еще деятельностью помимо розыска занимается кинологический центр?
– Мы часто принимаем собак на так называемую передержку. То есть, если хозяин уехал, его животное может провести время в нашем центре. Также к нам часто приезжают экскурсии. Нас регулярно посещают дети, отдыхающие летом в пришкольных лагерях. На нашей территории проходят выставки овчарок.
– Ваши питомцы принимают участие в конкурсах?
– Да. Регулярно розыскные собаки принимают участие в выставках и во всероссийских соревнованиях и часто побеждают. В этом году мы заняли первое место в чемпионате МВД среди специалистов-кинологов, который проходил в Ханты-Мансийске. Мы участвуем в этих соревнованиях каждый год. В последний раз мы побеждали на чемпионате в 2004 году.
– Как вы отбираете четвероногих сотрудников?
– Все собаки перед началом службы проходят через строгий комиссионный отбор. В первую очередь собака должна быть здоровой. Также животное не должно быть трусливым. Обычно это сразу видно во время дрессировки.
– А какие породы собак чаще всего «работают» в вашей службе?
– Предпочтение мы отдаем в основном чистокровным овчаркам. Собак этой породы у нас 80%. Для нашей служебной деятельности они подходят лучше остальных пород. Они выносливы и, по сути, универсальны для службы в силовых структурах. Овчарки могут участвовать и в поиске улик, и в задержании, и в карауле, и в экспертизах. Помимо них у нас на службе есть ротвейлеры, лабрадоры. Но абсолютно все животные, работающие в нашем подразделении, должны иметь хорошую родословную. Желательно, чтобы собака была одной породы, а не смешанной. И конечно, у животного должна быть специальная метрика.
– Есть ли какие-то документы у ваших питомцев?
– У каждой из наших служебных собак есть личное дело. В нем есть вся информация о ней – кличка, возраст, болезни и достижения. Также там фиксируют все события, которые случались с животным за время его жизни и службы.
– Как собаки попадают к вам на службу?
– В основном мы разводим их непосредственно в нашем центре. Чтобы наши питомцы размножались в благоприятных условиях, на территории центра есть специальное «родильное отделение». Часть животных мы закупаем на средства, предоставленные МВД. Некоторых собак нам привозят их хозяева.
– Сколько требуется времени для того, чтобы обучить собаку розыскной деятельности?
– Это индивидуально. Чтобы выучить стихотворение, одному человеку требуется 10 минут, а другому полтора часа. То же самое и у собак. Кто-то из них через пару месяцев показывает хорошие результаты. Кому-то требуется большее количество времени. Большую роль играет питание и уход за собакой. Забота и внимание кинолога очень влияет на обучаемость животного.
– А что происходит после того, как собака выходит на пенсию? Какой у нее срок службы, если можно так сказать?
– Служебные собаки работают в правоохранительных органах восемь, максимум 10 лет. После этого почти 100 процентов питомцев забирают домой наши сотрудники. Ведь за время службы к животному очень привязываешься, и расстаться с ним тяжело.
– Где ваши сотрудники проходят обучение для того, чтобы дрессировать собак?
– Две школы по служебному собаководству при МВД РФ есть в Уфе и в Ростове-на-Дону. Там обучались 90% процентов наших сотрудников. Сейчас подготовили специальную учебную программу и у нас в Самарской области. Курсы по ряду дисциплин курсанты проходят в учебном центре ГУВД. Ветеринарии их обучают у нас.
– Есть множество фильмов, посвященных кинологическим службам, например «К-9», «Комиссар Рекс». Вы и ваши сотрудники смотрите подобные фильмы? Как вы считаете, показываемое в этих картинах соответствует действительности?
– Конечно. И я, и мои сотрудники смотрели почти все фильмы на эту тему. Но лично моя любимая картина «Ко мне, Мухтар». Деятельность кинологической службы показана в этом фильме очень правдоподобно. Кстати, фильм снимали в Ростовском кинологическом центре МВД.