Количество жалоб от граждан на сотрудников правоохранительных органов выросло в три раза. Об этом во вторник, 30 августа, рассказал начальник оперативно-разыскной части собственной безопасности ГУ МВД РФ по Самарской области Олег Федьков. В главке всплеск негативных отзывов о работе правоохранителей связывают с процедурой переаттестации. Якобы отдельных стражей порядка пытались дискредитировать недоброжелатели. Впрочем, по мнению экспертов, причина не только в этом.
Сотрудники оперативно-разыскной части собственной безопасности ГУ МВД РФ по Самарской области зарегистрировали за семь первых месяцев текущего года почти 800 жалоб и заявлений от граждан по факту неправомерных действий работников правоохранительных органов. Эта цифра оказалась в разы больше показателя аналогичного периода прошлого года. Однако руководство самарского главка не спешит связывать это с ухудшением качества работы подразделений регионального управления МВД РФ или с резким повышением уровня сознательности наших граждан.
По словам начальника оперативно-разыскной части собственной безопасности самарского главка Олега Федькова, так называемый всплеск негатива в отношении полицейских связан с процедурой переаттестации. «В текущем году произошел существенный рост поступивших в наш адрес анонимных обращений – в три раза, что связано, в первую очередь, с реформированием системы МВД России, вступлением в силу ФЗ «О полиции» и внеочередной переаттестацией личного состава», – прокомментировал ситуацию Олег Федьков. Так, по его словам, 11% от общего количества жалоб содержали явные признаки анонимности.
«Авторы таких заявлений в большинстве случаев пытались дискредитировать сотрудников органов внутренних дел, направляя в различные инстанции сведения, не соответствующие действительности», – отмечает господин Федьков. Иными словами, сотрудники главка установили, что основная часть жалоб не имела под собой никакого основания, а те, кто писал их, пытались очернить таким образом порядочных правоохранителей в личных целях.
Но кому это нужно – оговаривать честных сотрудников правоохранительных органов? На этот вопрос господин Федьков ответил собственным примером из своих милицейских будней. Он рассказал, что несколько лет назад совместно с коллегами «разрабатывал» крупную организованную преступную группу. И люди, которые, по всей видимости, не были заинтересованы в объективном расследовании, звонили и угрожали ему. А через какое-то время в одной из газет, выходивших в Московской области, появилась статья, в которой были представлены неверные факты, очерняющие его деятельность. Впрочем, с этой ситуацией в скором времени разобрались.
Конкретных жалоб от граждан, подкрепленных фактами, значительно меньше. Но все же они есть. Так, по результатам проверок, которые проводила служба собственной безопасности главка, в 115 случаях информация, изложенная в заявлениях, подтвердилась либо полностью, либо частично. За выявленные нарушения служебной дисциплины к дисциплинарной ответственности привлекли 122 сотрудника органов внутренних дел, в том числе 70 руководителей различных подразделений органов внутренних дел.
При этом некоторые граждане жалуются на сотрудников полиции с завидной регулярностью, а для некоторых, жалобы на работников государственных ведомств вообще стали нормой жизни. Так, в текущем году в оперативно-разыскной собственной безопасности главка попало письмо-жалоба, которое имело аж 12 адресатов.
Для того, чтобы узнать, пользуется ли популярностью у обычных граждан процедура написания жалоб на действия стражей порядка, 63.ru провел опрос на улице. Как оказалось, жаловаться на сотрудников полиции готовы далеко не все. Но все же такие нашлись. Одна из опрошенных рассказала, как решила возникшую проблемную ситуацию с районным отделением внутренних дел через участкового уполномоченного. Однако у большей части опрошенных (всего их было около 50. – Прим. 63.ru.) вообще никогда не возникало конфликтных ситуаций с сотрудниками органов внутренних дел, а кто-то попросту считает, что жаловаться бесполезно.
«Не вижу смысла писать жалобы системе на эту же систему, все равно, если человек имеет связи, его не уволят», – пояснил один из интервьюируемых.
С такой пассивной позицией в корне не согласны представители самарских правозащитных организаций. Как пояснила 63.ru самарская правозащитница Людмила Кузьмина, тот человек, который начал говорить вслух о своих проблемах, что-то осмыслил. «Нужно ли жаловаться? Да, нужно. Потому что это – общественное мнение, которое может создать резонанс, – утверждает госпожа Кузьмина. – При этом я считаю, что всплеск жалоб на сотрудников органов внутренних дел связан с активным освещением в средствах массовой информации темы «чистки» органов внутренних дел от всего негативного, то есть с процессом переаттестации. Люди поверили в это и решили, что именно сейчас пришла пора жаловаться, и они начали это делать. И это правильно, даже если чьи-то жалобы не были услышаны. Молчать нельзя ни в коем случае».