Две недели есть у них для того, чтобы определиться со своим социальным пакетом на следующий год и подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. В Минздраве признают, что, несмотря на то, что наш регион - лидер по числу получателей льготных лекарств в ПФО, многие все же предпочитают взять деньги из-за недоверия к системе.
Получить больше
Споры о том, что же лучше и выгоднее, не утихают с момента начала действия программы, вот уже больше шести лет. И пока побеждают сторонники монетизации льгот: в губернии только 30% федеральных льготников сегодня выбирают лекарства — около 92 тыс. человек. Территориальных больше — 344 тыс., но у них нет выбора — заменить таблетки на деньги они не могут.
Впрочем, сама система льготного лекарственного обеспечения как раз построена таким образом, что выгоднее получать препараты. В случае выбора денег прибавка к пенсии получается незначительная — из федерального бюджета на каждого льготника выделяется 578 рублей 30 копеек. При этом финансирование программы идет по страховому принципу: если кому-то в текущем месяце лекарства не требуются, его деньги «переходят» к другому. Таким образом, по словам руководителя департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Андрея Шумихина, каждый нуждающийся в препаратах получает лекарств в среднем на 850 рублей в месяц. А в некоторых случаях, например для онкобольных, стоимость препаратов может доходить до 100 тыс. рублей — естественно, не будь льготного обеспечения, не каждая семья могла бы себе это позволить.
Осуществить задуманное получается благодаря серьезному финансированию и разумным тратам. Из областного бюджета ежегодно выделяется около 800 млн рублей, столько же — из федерального. Кроме того, федеральный центр поставляет в нашу область еще и лекарства по программе «Семь высокозатратных нозологий» (изучение болезней) - всего примерно на миллиард рублей в год.
При этом реальная конкуренция между фармкомпаниями - поставщиками лекарственных средств позволила снизить стоимость поставок на аукционах на 24%. На вырученные средства были закуплены дополнительные препараты. «Мы можем гордиться хорошими результатами, - говорит Андрей Шумихин. - Если в среднем по России сейчас стоимость рецепта составляет 700 рублей, то у нас — 400. Это позволило в этом году уже выписать более двух миллионов назначений. Кроме того, при планировании расходов мы всегда должны учитывать, что уже после подачи заявлений, в течение года, у нас прибавляется еще 3-5% льготников».
«Синонимы» не страшны
Однако снижение закупочной цены во многом сыграло злую шутку — в области то и дело разгорались скандалы из-за того, что льготники не смогли получить тех лекарств, к которым привыкли. Родители маленьких пациентов и пожилые люди требовали вернуть им необходимые препараты и отказывались брать то, что им выдавали в аптеках.
«Для такой паники никаких реальных причин не было и нет», - однозначно отвечает Андрей Шумихин. И объясняет: в мире существует примерно 20 тыс. торговых наименований лекарственных средств. А действующих веществ — всего 700-800. То есть одно запатентованное действующее вещество может иметь около 30 торговых наименований. Согласно федеральному закону о госзакупках, лекарства приобретаются именно по названию действующего вещества, его торговая марка чаще всего неизвестна до самого момента заключения контракта. При этом другие препараты, так называемые «синонимы», реально никак не будут отличаться по действию.
Поэтому проблема только в сознании. «Мы ведем работу уже на уровне первичного звена, - рассказывает Шумихин. - Врачи в поликлиниках должны объяснять больным, в чем суть проблемы и почему не стоит бояться незнакомых названий. Люди не должны страдать и месяцами ждать «своего» лекарства просто из-за своей неинформированности».
Ажиотаж вокруг якобы существующих очередей на получение льготных лекарств, по информации специалистов Минздрава, создан искусственно, как раз из-за недостатка информации. «Реально сейчас у нас есть всего 76 территориальных и около 300 федеральных отсроченных рецептов, - пояснила руководитель управления фармацевтической деятельности Минздрава Галина Егорова. - Это всего 0,05%. По существующим нормативам процент более чем удовлетворительный».
Андрей Шумихин, руководитель департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения министерства здравоохранения и социального развития Самарской области:
- В преддверии холодов и всплеска простудных заболеваний, особенно у детей, хочу напомнить родителям, что у нас есть закон о льготном обеспечении лекарствами малышей до трех лет. Ребята из многодетных семей могут воспользоваться этой услугой до шести лет. Лекарства есть в достаточных количествах, получить их можно без проблем.
Геннадий Гридасов, министр здравоохранения и социального развития Самарской области:
- Одна из главных задач нашего министерства — это обеспечить льготникам достойный уровень медицинского обслуживания, в том числе возможность получить необходимые им препараты без каких-либо проблем. Мы тесно сотрудничаем с федеральным Минздравом и даже вносим свои предложения по расширению списка льготных лекарств. Надеюсь, что в скором будущем наши льготники смогут получить дополнительные препараты.