В ряде регионов страны начался эксперимент по внедрению электронных учебников.
Прогресс не стоит на месте. И пока литературоведы и филологи сетуют на то, что многие взрослые россияне разучились писать от руки, детям предлагается учиться по учебникам, которые будут загружены в электронные книги или планшетные компьютеры. В одном пластиковом гаджете, который может быть как черно-белым, так и цветным, может поместиться вся школьная программа.
В настоящий момент электронные книжки как альтернативу традиционным бумажным учебникам тестируют в пяти регионах России, в том числе и в Самарской области, но не в столице региона, а в Тольятти. Идея, конечно, кажется привлекательной — вместо тяжеленного рюкзака ребенок будет носить маленький изящный планшетный компьютер или электронную книгу. Да и детям учиться с использованием современных технологий интересней. С другой стороны, против новинки выступают окулисты — зрительная нагрузка существенно увеличится, правоохранители — электронный ридер стоит дороже традиционного учебника, а потому гораздо привлекательней для грабителей, и даже... ученики. «Начнется переполох, дети под видом электронных образовательных программ и учебников будут смотреть фильмы или заниматься похожей чепухой», - заявил самарский восьмиклассник Артем Золотницкий. Что же думают о нововведении эксперты?
Нужна золотая середина
Марина Наянова, ректор Самарской государственной областной академии Наяновой, доктор экономических наук
- Как вы считаете, нужно ли заменять традиционные бумажные книги на электронные учебники?
- Безусловно, это было бы хорошим начинанием, но только для старших школьников. Да, это современные технологии, информационные сети. Но это пока достаточно дорого, поэтому полностью отменять бумажные носители не стоит. Нужна золотая середина, надо исследовать, нельзя вводить электронные учебники одномоментно.
- Какими должны быть устройства, которые будут использоваться в образовательном процессе?
- Сложный вопрос - учебники явно должны быть разными для старших и младших классов, для разных предметов. Важным вопросом является цена, аппараты должны быть различными в зависимости от возраста ребенка. Да и от предмета многое зависит — для обучения математике, например, нужны бумажные учебники. В общем, повторюсь, нужна большая научная работа и сложный подход к этой проблеме.
- Кто, по-вашему, должен оплачивать покупку этих аппаратов — родители, образовательное учреждение или государство?
- Если эта практика будет введена и использование ридеров в качестве учебников будет признано стандартом, то оплачивать покупку аппаратов должно государство. Пока предлагаемый вариант стоит достаточно дорого для средней семьи. Я считаю, что было бы гораздо удобнее для родителей и для самих школьников, чтобы у них была возможность скачать из Интернета или из школьной сети образовательную программу и поставить на любую электронную книгу или планшетный компьютер.
Не навреди!
Алексей Дёгтев, директор школы №58, депутат Думы городского округа Самара
- Как вы считаете, нужно ли заменять традиционные бумажные книги на электронные учебники?
- Здесь важно вспомнить медицинскую заповедь, которую можно применить и к работникам образования: «Не навреди!» Новые информационные технологии ни в коем случае не должны заменять структуру и методологию образовательного процесса. Хотя использовать их можно, но не как замену, а как дополнение к традиционным материалам. Но только под контролем учителя или классного руководителя.
- Какими должны быть устройства, которые будут использоваться в образовательном процессе?
- Существуют определенные санитарные нормы, которые применяются при издательстве учебников — определенный размер, яркость и интенсивность шрифта. В случае если эти нормы нарушаются, то прочтение книги приносит больше вреда, чем пользы. С планшетниками тоже должны быть установлены определенные параметры, соблюдение которых не нанесет вреда детскому здоровью. Например интерактивные доски, уже доказано, сильно влияют на зрение детей. Вдобавок современные технологии могут привести к социальному расслоению — не все в состоянии купить себе компьютер и провести Интернет. Так же может быть и с ридерами.
- Кто, по-вашему, должен оплачивать покупку этих аппаратов — родители, образовательное учреждение или государство?
- Однозначно это должны быть бюджетные деньги. Если электронные учебники будут введены наравне с бумажными, то они станут таким же элементом школьной инфраструктуры как доска, мел, школьный компьютер, стул или стол.
Кстати
Значительное количество российских родителей признают, что в школе надо более активно использовать инновации. Это должно происходить в той же мере, в какой используются современные технологии и материалы в других сферах (скажем, гибкая подводка при проведении и монтаже водопроводов). В опросе «Корус Консалтинг» приняли участие жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Именно среди них 88 процентов опрошенных согласны с заменой обычных учебников на электронные «читалки».
Справка:
Цены на ряд электронных книг и планшетных компьютеров (по данным Яндекс. Маркета):
Plastic Logic 100 (рекомендован Министерством образования РФ) около 12 тысяч рублей
Wexler Book T5002 - около 2000 рублей
PocketBook Pro 903 - около15 тысяч рублей
RoverPad 3W G70 2Gb - около 4 тысяч рублей
Apple iPad 2 32Gb Wi-Fi + 3G - около 30 тысяч рублей