В Самару из Усть-Катава 16 ноября прибыл современный, низкопольный трамвайный вагон. Городскому ТТУ трамвайное «ноу-хау» обошлось в 14 млн рублей. Вагон доставили в разобранном виде, но здесь нашим мастерам его помогли собрать представители завода-изготовителя. На обкатку трамвая потребуется около двух недель. Только после этого горожане смогут оценить преимущества нового, скоростного вагона.
В уральском трамвае первым за пультом управления оказался водитель 1 класса Игорь Асадуллин. Теперь ему предстоит привыкнуть к новому рабочему месту, больше напоминающему кабину пилота. Но, как говорит сам водитель, к хорошему всегда привыкаешь быстро, ведь о таком трамвае он раньше мог только мечтать. Игорь Асадулин сразу же оценил достоинства новинки: «Управление при помощи джойстика позволяет более плавно совершать маневры и тормозить. В центре — дисплей, на котором появляются текущие технические показатели машины — скорость, потребление энергии, напряжение тока. Боковые зеркала регулируются из кабины, в салоне установлен климат-контроль, светодиодное освещение. Словом, есть все для максимального комфорта». Низкий пол в салоне сделан для инвалидов-колясочников. До конца декабря управлять новым вагоном должны научиться четыре водителя. Как отметил замдиректора по эксплуатации Самарского ТТУ Сергей Шипилов, новый трамвай будет эксплуатироваться на одном из маршрутов городского трамвайного депо, предположительно № 20 или 22. Вагон рассчитан на перевозку 127 человек (33 сидячих места). Он способен развивать скорость до 75 км/час при полной загрузке, оборудован новейшей системой двухуровневой подвески салона, снижающей нагрузку на пути и делающий ход вагона плавным и почти бесшумным. Система управления позволяет экономить до 30% электроэнергии по отношению к чешским вагонам Татра Т3, которые сегодня составляют основу трамвайного парка города. Шипилов пояснил, что до конца года они закупят образцы трамваев нескольких отечественных марок. Какой из них окажется наиболее эффективным и удобным, решат пассажиры. Когда выбор будет сделан, начнется массовое обновление вагонов.
Между тем появление на улицах областного центра нового скоростного трамвая, неожиданностью для специалистов не стало. Как пояснили в департаменте транспорта, в Самаре еще в начале года была разработана стратегия развития городского транспортного комплекса на 2011-2020 годы, по которой запланировано создание рельсового каркаса скоростной транспортной сети города. В документе отмечено, что, несмотря на то что 70% трамвайных путей в городе проложено на обособленном полотне, средняя маршрутная скорость вагонов составляет всего 15 км/час и продолжает снижаться. При этом трамвайный транспорт перевозит более 40% жителей города. Чтобы движение трамвая не зависело от пробок, трамвайные пути должны быть обособлены на 90%. Реконструировать предстоит 120 км одиночного пути, чтобы обеспечить движение по всему городу. Создание сети скоростных трамвайных линий планируется начать с Ново-Садовой, ведь на этом участке трамвайные пути уже обособлены. В городском департаменте благоустройства и экологии разработана схема организации дорожного движения на улице Полевой, по которой рельсовый путь предлагается отделить от автомобильного.