В субботу, 3 декабря, Международный день инвалидов. Этот праздник призван напомнить всем жителям мира о положении людей с ограниченными возможностями. Однако в нашей стране до сих пор не создана необходимая инфраструктура для их комфортной жизни. В подавляющем большинстве улицы, общественный транспорт и дома не приспособлены для граждан с ограниченными возможностями. А здоровые трудоспособные люди стараются не обращать внимания на инвалидов. О том, как не потерять веру в себя, в интервью 63.ru рассказал член самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Десница», спортсмен-паралимпиец, Сергей Татаринцев.
– Многие люди после того как получают инвалидность впадаю в депрессию, думают о самоубийстве. Как вам удалось справится со стрессом?
– Свою болезнь, у меня позвоночная грыжа, я получил еще при рождении. Когда мне было полтора месяца мне ее удалили. С тех пор я получил инвалидность. А когда учился в пятом классе, у меня на ногах появились трофические язвы. Уже во взрослом возрасте это привело к ампутации обеих ног. Но несмотря на то, что я был больным ребенком, я никогда не чувствовал себя ущербным. Одноклассники со мной дружили, и в случае чего за меня заступались. С другой стороны, мне было во многом проще, чем другим инвалидам. Я такой с детства. Для тех, кто всю жизнь был здоровым, инвалидность огромный стресс. Например, один мой знакомый рассказывал, что после того, как его парализовало, он мечтал только об одном, чтобы начали шевелиться руки. Для того, чтобы задушиться или застрелиться. Чтобы подобных мыслей не было в голове, людям с ограниченными возможностями могу посоветовать: главное найти хобби, занятие для души.
– Сергей Геннадьевич, когда вы начали заниматься спортом?
– Это произошло в конце 80-х годов. Тогда я вступил в общественную организацию инвалидов. При ней был спортивный клуб «Сатурн». Участвовать в первых соревнованиях мне было интересно и удивительно. На меня это произвело большое впечатление. Тогда я в первый раз увидел соревнования по фигурному вождению коляской. В то время я еще ей не пользовался, передвигался самостоятельно. Тогда в первый раз попробовал поучаствовать в подобном заезде.
– В соревнованиях по каким видам спорта вы принимали участие?
– С 2006 по 2008 годы неоднократно принимал участие в городских и областных чемпионатах по троеборью и дартсу. Завоевывал на них вторые и третьи места. Также занял третье место на чемпионате по стрельбе из травматического пистолета. В 2007 году стал чемпионом области по автоспорту.
– Вы верите в спортивные талисманы и берете ли их на соревнования?
– Нет, никакие амулеты я на чемпионаты не беру. Правда, на соревнованиях по автоспорту талисманом для меня стала моя девушка и она помогла победить. Хотя по правилам чемпионата это было запрещено.
– А как вам удается водить машину, если вы лишились ног?
– У меня машина с полным ручным управлением. Таким образом можно переоборудовать любой автомобиль. Правда, все инвалиды делают это за собственные средства. И поставить ручное управление можно, в основном, только на машины с автоматической коробкой передач. Но не у всех есть на это деньги.
– Занятия спортом предполагают серьезные физические нагрузки. Легко ли вам даются победы на соревнованиях?
– Абсолютно легко. Почти все паралимпийские соревнования растянуты на несколько дней. Самые простые дартс, стрельба. После таких соревнований даже не чувствуешь усталости. Посложнее гонки и фигурное вождение коляски. Такие соревнования требуют сил и тренировок.
– Кто за вас болеет на соревнованиях?
– В первую очередь моя любимая женщина. Наверное, она переживает за победу больше, чем я. Сам я отношусь довольно спокойно и к победам, и к поражениям.
– В последние годы в российском спорте наметилась такая тенденция. Паралимпийцы завоевывают гораздо больше медалей, чем основной состав сборной России. Как вы считаете, почему это происходит?
– Может быть, инвалиды больше времени уделяют тренировкам, больше выкладываются. В какой-то степени у них даже больше стимула к победам.
– А какие у вас есть еще увлечения помимо спорта?
– Основное мое хобби – это фотография. Увлекаюсь ей со школы. У меня есть своя страничка на фотосайте. Снимаю все, что считаю необычным. Это могут быть машины, люди, яркие пейзажи.
–Как вы считаете, насколько наш город обустроен для людей с ограниченными возможностями?
– Наш город абсолютно не приспособлен для инвалидов. Во-первых, пандусы есть далеко не везде. Нередко они отсутствуют возле социально значимых объектов, торговых центров и банков. Во-вторых, они абсолютно не удобные. Подняться по ним почти невозможно. Пандус должен быть пологим и с двумя крепкими поручнями. А почти везде в Самаре поручни делают только с одной стороны. Подниматься по ним очень тяжело. Обычно взбираться помогают прохожие. Единственное место в Самаре, где поставили удобный пандус – многофункциональный центр по предоставлению госуслуг на Московском шоссе.
Ну, и еще одна проблема, инвалиду-колясочнику просто невозможно без посторонней помощи зайти в поезд или самолет. Порой людям приходится буквально заползать в вагон. А еще у меня был такой неприятный случай. Управляющая компания стала ремонтировать лифт. А мне как раз тогда ампутировали ноги. Ремонт затянулся на два месяца. Представляете, каково мне пришлось? Вообще, я считаю такие проблемы характерны только для России. В Европе к инвалидам относятся по-другому, как к полноправным членам общества. Для людей с ограниченными возможностями там есть все необходимое. Теми же пандусами оборудованы все организации.
– Хватает ли на самарских парковках мест, предназначенных для инвалидов?
– Даже и не вспомню, когда ставил машину на положенное мне парковочное место. Обычно они все заняты другими автомобилями. Возле министерства здравоохранения области 10 мест на парковке предназначены для инвалидов. Но даже в таком месте они все время заняты. Да и не совсем они удобные. Парковочное место для инвалида должно быть широкими, чтобы человеку было удобно забрать коляску. Но на наших парковках порой пройти между машин невозможно. Поэтому мне частенько приходится ставить свою машину далеко от парковки.
– Как вы оцениваете государственную помощь, которую оказывают инвалидам?
– Считаю, что пока она находится на очень низком уровне. Пенсия у меня не плохая, благодаря тому, что я инвалид первой группы. В принципе, некоторые мои знакомые работают за такую месячную зарплату. Но большие проблемы для всех инвалидов создал закон о монетизации льгот. До 2005 года многие из нас стояли на очереди на автомобиль, нам выдавали путевки в санатории, необходимые в быту вещи, например, пеленки, памперсы. Закон предполагал замену этих льгот на денежный выплаты. Они составляют всего 2500 рублей. Естественно, этих денег не хватает ни на машину, ни на путевку в санаторий. Приходится покупать их за свои деньги. Чиновники, видимо, не понимают, что, в отличие от здоровых людей, мы самостоятельно не можем заработать себе на эти нужды.
В итоге сейчас все инвалиды проводят вечера дома. Единственная возможность для общения – членство в общественных организациях для инвалидов. С помощью них можно найти друзей. Еще в подобных обществах проходит множество культурных и спортивных мероприятий. Например, нам дают бесплатные билеты в театр. Многим инвалидам приходится отказываться от льгот на лекарства. Потому что большинство препаратов, которые нам требуются, получить бесплатно невозможно: их просто нет в наличии.
– Что бы вы могли посоветовать другим людям с ограниченными возможностями?
– Быть оптимистами и никогда не сдаваться!