В среду, 14 декабря, памятная дата для родных и близких солдат, погибших в боевых действиях на Северном Кавказе. В этот день 17 лет назад из Самарской области в Чечню ушел 81-ый полк. О том, как проходил штурм Грозного и что делать ребятам, вернувшимся из горячих точек, 63.ru рассказал герой России, руководитель самарской областной общественной организации «Герои Отечества» Игорь Станкевич. Его имя выбито на памятной стеле Героев, установленной у Дома офицеров в Самаре, а в мемориале Новосибирского военного училища установлен бюст.
– Игорь Валентинович, расскажите, пожалуйста, о своих боях и наградах.
– Я начал службу в частях специального назначения, где прослужил шесть лет. Затем два года я был командиром отряда во время военных действий в Афганистане. За это меня наградили орденом Красной звезды и орденом за службу Родине третьей степени. А потом было мирное время. В 1993 году наш 81-ый мотострелковый полк в составе 90-ой танковой дивизии направили из Германии в Самарскую область. В декабре 1994 года нас отправили на выполнение боевой задачи сначала в Моздок в Северной Осетии, а уже потом – колоннами к границе Грозного. В среду, 14 декабря, мы отмечали 17-летие со дня начала Чеченской войны. 31 декабря 1994 года наш полк вошел в Грозный. Тогда ранили нашего командира, была нарушена связь, организация. Одним словом, бой есть бой. Затем к нам поступила информация о ранении начальника штаба полка Семена Бурлакова, и я взял командование полком на себя. Бои шли в течение нескольких дней. Нашей первоочередной задачей был вывод раненых и мирных жителей из города, сбор потерявшихся. Здесь хочется рассказать про подвиг старшего прапорщика Григория Кириченко. Он стал героем, не стреляя по противнику, а вывозя раненых из осажденного города. Благодаря подвигу Григория Кириченко в живых остались несколько десятков человек. За это он получил звание героя РФ. Кстати, сейчас он проживает в поселке Рощинский Самарской области. И знаете, я согласен с тем, что во время войны не всегда главное – стрелять. Главное на войне, как это ни странно, не убить.
– Вы с честью выдержали не только испытание войной, но и куда более сложный экзамен – испытание миром. Однако не все люди, прошедшие горячие точки легко вписываются в мирную жизнь после войны? Как сами с этим справились? Что бы Вы хотели пожелать тем, кто совсем недавно вернулся из горячих точек?
– Мне очень жалко молодых парней, которые проходят через это ужасное потрясение и живут потом с этим всю жизнь. К сожалению, в нашей стране пока не выработали достойную методику восстановления людей, прошедших горячие точки. Но ведь все они получили психологическую травму. Ее не заметно, не видно, но внутри человека это есть. Ведь если мои солдаты собирали отрубленные головы, то, наверное, это на них отразилось.
На мой взгляд, в-первую очередь, таким молодым людям надо помнить, что у них есть семья: родители, любимые, близкие люди. Во-вторых, не надо зацикливаться на том, что было, что прошло. Если честно, я сам никогда не обращался к специалистам по поводу своего душевного состояния. Но я нашел для себя один способ, который помог мне после войны в Афганистане. Я начал писать, я описывал все, что со мной происходило. Это нельзя назвать рассказами, просто, когда я не спал несколько ночей подряд, я брался за лист бумаги и писал, и сразу становилось легче. Поэтому, если кто-то из ребят начнет писать, думаю, им это поможет. Причем, здесь неважно стать великим писателем, делать это нужно для себя. Это один из способов снять с себя тяжелый груз воспоминаний. Советую молодым людям не стесняться и говорить о своих проблемах, полученных в горячих точках. Это очень важно. Сейчас людям, прошедшим войну, помогает госпиталь ветеранов войны, различные общественные организации.
– А чем занимается ваша общественная организация? Какие мероприятия проводит в Самаре?
– В нашу организацию входят два героя Советского Союза и четыре героя России. Кроме того, при организации есть общественная группа – это семьи погибших героев. Главная задача нашей организации – патриотическое воспитание молодого поколения, защита интересов героев и членов их семей, а также работа с другими общественными организациями. В этом году мы принимали активное участие в параде 7 ноября. Так, я командовал парадом. Кроме того, мы организовали выставку «От георгиевских кавалеров до героев Отечества». На больших плакатах мы изобразили всю историю героев на примере жителей Самарской области. Эту экспозицию наша организация дважды показывала в Москве. В Самаре открытие выставки состоялось в апреле.
– Игорь Валентинович, почему вы пошли учиться военному делу?
– Я сын, внук и правнук русского офицера, и я этим горжусь. Я рад, что мой старший сын сейчас уже офицер запаса, а младший в этом году пошел учиться на военную кафедру. Считаю, что такая профессия должна передаваться из поколения в поколение. Хотя, признаюсь честно, в детстве я не очень мечтал стать военным. Когда я был мальчишкой, больше всего меня интересовали такие предметы, как физика и математика. Но так получилось, что я сделал выбор в пользу военной службы, и не жалею об этом ни секунды.
– Сегодня все большей популярностью пользуется служба по контракту. С чем на ваш взгляд это связано? Что бы Вы хотели пожелать тем, кто идет служить в горячие точки и не только?
– Я всегда выступал в поддержку контрактной службы. Когда я служил в войсках специального назначения, много раз сталкивался с тем, что солдат, заканчивая служить, просил оставить его в армии. Правда, многие срочники хотели остаться. Тогда это было престижно, да и сейчас в так называемых элитных частях служить престижно. Конечно, хотелось бы, чтобы у всех контрактников, независимо от звания, была достойная зарплата. Чтобы человек, пришедший в армию простым рядовым, не думал о том, как заработать больше денег. На мой взгляд, солдат не должен рваться к высоким чинам. Смотрите, специалист на заводе всю жизнь изготавливает детали к самолету и делает это хорошо. Так и солдат каждый день должен хорошо выполнять свою работу.
Хотелось бы пожелать всем ребятам, которые выберут для себя карьеру военного, в первую очередь, здоровья, а также хороших командиров. Чтобы они всегда жестко спрашивали, но чтобы спрос этот был только для пользы подчиненных. В училище нам всегда говорили, что высокий спрос командира с подчиненного – это высшая забота о нем. И еще есть такое выражение, что всякая неорганизованность в армии окупается в мирное время потом, а на войне – кровью. И это факт. Человек должен всегда быть готов выполнять приказ, и тогда у него будет нормальная служба.
– Если представить, что судьба дала вам второй шанс заново прожить свою жизнь, сменили бы вы профессию?
– Я бы не стал менять профессию. Я считаю, что той оценки, которую мне дают мои близкие, моя семья, достаточно для того, чтобы я повторил свой путь заново. Наверное, если бы я пошел в науку, я бы и в этой отрасли чего-то добился. Но я сделал то, что делали все мужчины в семье Станкевичей – послужил Родине.