В ближайшие два года в Самаре на Московском шоссе могут появиться надземные пешеходные переходы. По мнению специалистов, это поможет разгрузить городские магистрали от пробок и снизить травматизм на дорогах. Но у надземных переходов есть и существенные минусы – высокая стоимость и неудобства для маломобильных граждан.
В Самаре уже давно обсуждается вопрос о строительстве надземных пешеходных переходов. В этом отношении областная столица отстает от других городов-миллионников. Например в Уфе и в Нижнем Новгороде есть несколько надземных переходов. В Казани таких объектов не менее 20. На данный момент в Самаре подобных конструкций нет. В областном центре для бесперебойного движения транспорта ранее построили 14 пешеходных переходов, большая часть из которых появилась благодаря метро.
По мнению специалистов, помочь разгрузить центральные магистрали Самары, Московское шоссе и Ново-Садовую, может строительство надземных переходов. Кроме того, их возведение может способствовать снижению количества аварий с участием пешеходов. По словам сотрудников ГИБДД, надземные переходы стоило бы оборудовать на 17 перекрестках Самары и восьми Тольятти.
Этот вопрос обсуждают в областном центре на протяжении нескольких лет. Сейчас, видимо, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Как сообщил начальник УГИБДД ГУ МВД по Самарской области Игорь Антонов, в ближайшие два года в Самаре на Московском шоссе могут построить надземные пешеходные переходы. В настоящий момент завершается проектирование трех переходов – на пересечениях Московского шоссе с улицами Революционная, Авроры и с проспектом Кирова.
По данным министерства транспорта и автомобильных дорог, на пересечении Московского шоссе и Революционной имеет место конфликтное левоповоротное движение транспорта. Ежегодно на данном участке регистрируется большое количество ДТП. Строительство перехода позволит разделить транспортный и пешеходный потоки, канализировать движение транспорта. В то же время, строительство надземных переходов на пересечениях Московского шоссе с Авророй и проспектом Кирова помогут увеличить пропускную способность магистрали и ликвидировать пробки. Поэтому было принято решение об их возведении именно на этих участках дороги.
«Надеюсь, что в ближайшие два года мы сможем увидеть надземные пешеходные переходы в Самаре, но гарантировать я ничего не могу, – пояснил Игорь Антонов. – Появление таких переходов – очень значимый и весомый шаг в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, они повышают пропускную способность улицы. А в Самаре это вопрос стоит особенно остро. Кроме того, возведение таких переходов будет способствовать разрешению проблемы с большим количеством травм пешеходов. Согласно статистике, количество людей, пострадавших при ДТП на пешеходных переходах, возросло на 7%».
Однако у надземных пешеходных переходов есть определенные минусы. По словам Игорь Антонова, это очень дорогостоящие проекты: строительство одного перехода может обойтись городскому бюджету примерно в 200 миллионов рублей. В то же время, есть и еще один существенный недостаток: во многих городах России, например в Москве, некоторые надземные переходы не оборудованы пандусами, поэтому они становятся недоступными для людей с ограниченными возможностями.
«Самое главное, чтобы при строительстве этих переходов не забыли о нас, – говорит пенсионерка Мария Бакланова. – Ведь подниматься на высоту второго-третьего этажа в 60 лет достаточно тяжело. Еще сложнее – людям с ограниченными возможностями. Конечно, было бы очень хорошо, если бы на надземных переходах установили пандусы, тогда и нам было бы спокойнее и удобнее пересекать проезжие части, и водителям не пришлось бы терпеть неудобства, когда мы очень медленно переходим дорогу».
Специалисты в сфере транспорта считают, что строительство надземных переходов – не совсем разумная трата бюджетных средств.
«Я считаю, что надземные пешеходные переходы – это не лучшее решение для города, и надо стараться максимально обходиться без них, – рассказал 63.ru создатель сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов. – Такие переходы не удобны пешеходам, особенно пожилым, людям с колясками, велосипедистам – всем кому тяжело подниматься и опускаться по лестницам. По современным требованиям, для таких людей в комплексе перехода надо строить лифты, что значительно повышает его стоимость, строительство и последующую эксплуатацию. Городская застройка плохо приспособлена для магистралей непрерывного движения. Во многих городах мира они находятся подальше от жилых районов, преимущественно на эстакадах или тоннелях. Поэтому я думаю, что трата денег на надземные пешеходные переходы – это не самая лучшая идея».
Однако по словам сотрудников проектных институтов, которые занимаются строительством надземных переходов, говорить о том, что они не удобны для маломобильных граждан не корректно, так как пандусы и лифты устанавливают на таких объектах уже на протяжении многих лет.
«По строительным нормам, на пешеходных переходах высотой от шести метров устанавливают либо пандусы, либо лифты, – сообщили 63.ru в проектном институте «Волгопромстройпроект». – При этом стоимость последних значительно ниже, чем первых. Заказчик может выбрать из этих соображений объект для строительства. В отличие от подземного пешеходного перехода, надземный гораздо дешевле – в среднем, его стоимость составляет 40 миллионов рублей. Примерно в такую сумму можно оценить такой объект, построенный в Тольятти. Что касается сроков, то, если не произойдет ничего экстраординарного, строители могут закончить работы в течение 4-5 месяцев».