Ровно 21 год назад город Куйбышев переименовали в Самару. Вслед за возвращением столице губернии ее исконного имени в областном центре начали менять названия улиц, площадей и скверов, избавляясь от «советского наследия». Споры о том, нужны ли Самаре топонимические объекты, названные в честь революционеров и героев Гражданской войны, не утихают среди жителей областного центра до сих пор. В свою очередь, мнения экспертов и горожан по этому поводу разделились. Кто-то считает, что нельзя увековечивать память одних выдающихся людей за счет других, кто-то же категорически против того, чтобы в Самаре осталась память о таких сомнительных героях как, например, товарищ Блюхер.
25 января 1991 года город Куйбышев вновь стал Самарой. Имя «пламенного» революционера, известного партийного и государственного деятеля Валериана Куйбышева столица губернии носила почти полвека. Важному историческому событию в жизни областного центра предшествовало немало споров. Противники переименования города ссылались на серьезные финансовые затраты, сторонники – выступали за восстановление исторической справедливости. В итоге победили последние: указ о возвращении Самаре исторического имени вышел ровно 21 год назад.
Вслед за возвращением столице губернии ее исконного имени в областном центре начали менять названия улиц, площадей и скверов, избавляясь от «советского наследия». Так, например, в 90-е годы Октябрьский проспект переименовали в улицу Лукачева, улицу Свердлова – в улицу Радонежскую, сквер имени Фрунзе – в сквер имени Высоцкого, а парк 50 лет ВЛКСМ – в парк Молодежный. Избавляться от «советских» имен в Самаре активно продолжили и в 2000-х годах. Площадь 60 лет Советской власти получила название площади Памяти, овраг Подпольщиков стал Постниковым оврагом, а поляна Фрунзе – Барбошиной поляной. В это же время в столице губернии появилась улица Пушкина: ею стала часть улицы Братьев Коростелевых от улицы Ярмарочной до улицы Полевой. Перестала существовать в Самаре и улица Псковская, которую назвали так в честь одной из побед Красной армии. Так как на этой улице располагается завод «Авиакор», она получила имя Виктора Земеца, возглавлявшего авиационный завод в Самаре более 20 лет.
Споры о том, нужны ли Самаре названия улиц, скверов и площадей, доставшиеся городу в наследство от советского времени, не утихают среди жителей областного центра до сих пор. Так, в апреле 2011 года несколько самарцев обратились в мэрию города с неординарным предложением – переименовать улицу Василия Блюхера в честь актрисы Людмилы Гурченко. По мнению инициативных граждан, товарищ Блюхер был одним из тех противоречивых персонажей, которые убивали людей в годы Гражданской войны, а Гурченко – любимая всеми актриса. В августе этого же года члены топонимической комиссии областного центра сделали заключение о том, что площадь Куйбышева необходимо переименовать в Соборную. Правда и та, и другая идеи так и не нашли реализации. Обсуждают до сих пор самарцы возможность переименования улицы Войкова в Куйбышевском районе. Дать этому топонимическому объекту новое название хотят по той же причине, что и улице Блюхера. По мнению экспертов, Войков – террорист, подписавший документы, связанные с расстрелом царской семьи.
20 лет назад в процессе возвращения Самаре исконного названия участвовал историк, депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. «Тогда, будучи студентом исторического факультета Самарского государственного университета, я собирал подписи за переименование Куйбышева в Самару. Вспоминая то время, могу сказать, что у нашей инициативы было немало противников, которые говорили, что они куйбышевцы, что на возвращение городу исконного имени нужно много денег. Но нам удалось отстоять свою позицию. И сейчас, оглядываясь в прошлое, я думаю, что мы тогда сделали все правильно», – вспоминает парламентарий. Что касается того, нужно ли переименовывать и другие топонимические объекты, оставленные городу в советское наследство, то, по мнению Михаила Матвеева, в этой ситуации в первую очередь нужно считаться с мнением жителей столицы губернии.
«Например, в 90-е годы в Москве и Санкт-Петербурге переименовали более 100 улиц, скверов и площадей. Тогда это было логично и не вызывало никаких сомнений и нареканий со стороны общества, а сегодня такие названия выглядят естественно и только подчеркивают некую культурную ауру городов. Сегодня уже не то время, когда можно в один миг поменять названия нескольких улиц. Думаю, это вызовет некоторый негатив со стороны горожан. Хотя я сам и выступаю, например, за переименование площади Куйбышева в Соборную, на мой взгляд, этому должна предшествовать серьезная работа городских властей с населением, такая как пропаганда, сбор подписей», – объяснил депутат.
По мнению члена топонимической комиссии Самары, доктора исторических наук Глеба Алексушина, по возможности нужно избегать переименования самарских улиц. «Я категорически против того, что некоторые улицы нашего города носят имена террористов, таких как, например, Войков, Перовская или Халтурин. Вот такие улицы просто необходимо переименовать. Что касается, к примеру, улиц Блюхера или Арцыбушевской, то им стоит оставить такие названия. Вообще, переименовывать улицы нужно по минимуму, а каждый конкретный случай рассматривать отдельно, – пояснил господин Алексушин. – На сегодняшний день в уличном реестре Самары много других недочетов, которыми и нужно заняться. Например, в городе появляются новые улицы, и они нуждаются в названиях. Есть в областном центре и такие улицы, которые остались только на карте, но уже не существуют на самом деле».
Правда, многие самарцы достаточно далеки от споров историков по поводу переименований тех или иных городских объектов. «Если честно, мне все равно, как называется та или иная улица, площадь, сквер. Самое главное, чтобы в Самаре объекты инфраструктуры находились в приличном состоянии. Какая разница, чье имя носит улица, если по ней невозможно проехать? Мне кажется, сначала необходимо все обустроить, а уже потом думать о переименованиях», – считает житель областного центра Владимир Костюшкин.