В этом году в Самаре начнется реставрация памятников архитектуры, многие из которых на сегодняшний день, мягко говоря, находятся в плачевном состоянии. Дома, расположенные в исторической части областного центра, которые по идее должны быть украшением города, сегодня отпугивают гостей и жителей столицы губернии своими полуразрушенными фасадами. Правда, в порядок приведут далеко не все исторические памятники. Многие из них отреставрировать за счет бюджетных средств просто невозможно, так как находятся они в частной собственности. По мнению экспертов, решить эту проблему можно будет, только совершенствуя федеральное законодательство. Некоторые даже высказываются за то, чтобы часть памятников, на восстановление которых нет средств, просто снести.
С каждым годом центральная часть Самары разрушается, принимая все более неприглядный вид. В плачевном состоянии находятся дома с уникальной архитектурой и историей, здания, где работали и жили всемирно известные люди. Проблема, сложившаяся в Самаре с объектами культурного наследия, складывалась десятками лет, и на сегодняшний день, чтобы спасти историческую часть города, нужны серьезные вложения.
С 2012 года в губернии начала действовать областная целевая программа «Культурное наследие» на 2012–2020 годы. На мероприятия программы за девять лет планируется потратить около 3,5 млрд рублей. В ее рамках в столице губернии планируется завершить работы по реставрации знаменитого объекта культурного наследия федерального значения – Усадьбу Курлиных. В этом году ремонтные работы начнутся в Особняке Шихобаловых, более известном самарцам как дом с атлантами, и должны будут закончиться к 2016 году. К 2020 году региональные власти надеются полностью привести в порядок и здание бывшего ресторана «Аквариум» на улице Самарской, 95, а к 2015 году – здание Усадьбы Новокрещенова на пересечении улиц Некрасовская и Куйбышева, здание Клуба швейников на углу Некрасовской и Куйбышева, а также Усадьбы врача Греве на углу Некрасовской и Фрунзе. К 2013 году планируется отреставрировать также архитектурный ансамбль – Усадьба купца Безпалова на улице Комсомольской. Однако все это только небольшая часть.
Сегодня в областном центре насчитывается более 1300 объектов, представляющих культурную ценность. Это и археологические памятники, мавзолеи, отдельные захоронения, мемориальные квартиры и монументальные постройки. Чтобы все их привести в порядок, необходимы не только деньги. Часть архитектурных памятников Самары находится в частной собственности, а их владельцы не всегда содержат памятники в надлежащем виде, хотя и обязаны делать это. Кроме того, хозяева не обеспечивают им охрану. Так, например, в марте 2009 года снесли памятник культурного наследия – баню купца Лебедева. По этому факту сначала проводилась прокурорская проверка, а затем возбудили уголовное дело. Однако виновник так и не был наказан.
По мнению министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, для того чтобы решить проблему с собственниками архитектурных памятников, нужно вносить изменения в федеральное законодательство.
«К сожалению, несколько лет на уровне страны не принималось никаких федеральных законов, именно поэтому регионам очень сложно работать в сфере сохранения объектов культурного наследия, находящихся в частных руках. Создавшийся сегодня правовой вакуум позволяет недобросовестным собственникам вести себя, мягко говоря, неправильно. Сейчас по закону собственники памятников архитектуры следят за такими зданиями по желанию. Все это носит заявительный характер. Но ведь все же прекрасно понимают, что собственники объектов культуры приходят в министерство культуры не за тем, чтобы оформить паспорт объекта или документы на его охрану, а для того, чтобы оформить сделку купли-продажи или документы на создание пристроя к зданию в личных интересах. Мы не раз обращались в Министерство культуры страны с просьбой внести изменения в федеральное законодательство, по которым оформление паспорта и охрана объектов культуры для всех собственников носила бы обязательный, а не рекомендательный характер. И вот только тогда, когда законодательную базу на федеральном уровне приведут в порядок, можно говорить о серьезной работе в сфере сохранения памятников архитектуры в регионах», – рассуждает Ольга Рыбакова.
Председатель самарского отделения Союза архитекторов России Юрий Карякин считает, что проблему сохранения архитектурных памятников в Самаре нужно решать любыми способами, даже кардинальными. Например, по его словам, лучше снести менее ценные объекты культуры, и все силы направить на спасение уникальных памятников архитектуры, чем смотреть, как и те, и другие разрушаются.
«В первую очередь, нужно оценить масштабы проблемы, а проблема эта очень непростая. Необходимо понять, сколько памятников в городе нуждается в реставрации, выяснить, кому они принадлежат, следит ли собственник за ними. Кропотливую работу стоит провести с каждым домом. Если передавать объекты культуры в региональную собственность, то непонятно, сколько и хватит ли на их содержание и приведение в порядок денег в бюджете. Нужно рассмотреть каждый конкретный случай. Если у собственника нет денег, но есть желание привести здание в порядок, тогда ему нужно помочь в этом. Если нет желания, но есть деньги, тогда его надо принуждать любыми способами отреставрировать объект. Считаю, что какие-то здания, на которые нет денег в бюджете, стоит продать в частные руки, просто сделать это нужно, подписав охранные обязательства. На мой взгляд, не стоит исключать и вариант сноса менее важных памятников, а не смотреть, как они медленно разрушаются», – полагает архитектор.
По мнению и. о. руководителя городского департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Натальи Шумилиной, проблема охраны памятников архитектуры не должна оставлять равнодушным ни одного из жителей города. «На протяжении долгого времени в городе не занимались сохранением объектов культурного наследия, на приведение в порядок фасадов зданий-памятников потребуется длительное время. Поэтому все собственники зданий и помещений, отнесенных к категории памятников истории и культуры, их пользователи, жители и гости города должны бережно относиться к богатому и уникальному историко-культурному наследию», – считает Наталья Шумилина.