С 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в 87 школах Самарской области проводился эксперимент по организации индивидуального образовательного процесса для учащихся 10-11-х классов. Опытные пробы прошли успешно и показали большую эффективность по сравнению с привычной классно-урочной схемой обучения.
С 1 января этого года профильное обучение введено в штатный режим в 119 школах области. Руководитель управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки региона Оксана Чуракова проконтролировала состояние профильного образования в средней школе №3 Самары.
В этой школе профильное образование начали внедрять еще в 2007 году и полностью убедились в его пользе и эффективности. Впрочем, новаторского подхода к процессу обучения педагогическому коллективу не занимать. Школа дважды была победителем конкурсного отбора приоритетного нацпроекта «Образование» в 2007 и 2008 годах, городского конкурса «Лучшая школа городского округа Самара» в 2008 году, лауреатом регионального конкурса «Образовательное учреждение — центр инновационного поиска», дипломантом регионального конкурса общественного признания в сфере образования «Крылья успеха», городского конкурса «Инновации в самарском образовании».
«Сейчас мы имеем статус «школы-лаборатории» по теме «Образовательная среда реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старшей школы», - говорит директор Ирина Коковина. - Мы принимали участие в региональном эксперименте по организации профильного обучения старшеклассников, школа является экспериментальной площадкой СИПКРО по проектированию компетентностно-ориентированной среды. С января 2012 года школа №3 стала городской сетевой площадкой по организации профессионально ориентирующей образовательной среды в условиях новой школы».
В чем же преимущества профильного образования? По словам руководителя управления реализации общеобразовательных программ Минобрнауки Оксаны Чураковой, учащиеся 10-х и 11-х классов получают право выбирать уровень освоения обязательных учебных предметов в формате базового, расширенного и профильного, а также дополнительные предметы и элективные, то есть краткосрочные профессиональные курсы по своему усмотрению. Таким образом формируется индивидуальный учебный план для каждого старшеклассника. Сейчас, к примеру, с учетом пожеланий подростков и их родителей составляются такие образовательные траектории для девятиклассников, чтобы с 1 сентября уже в 10 классе они сразу начали учиться по своим личным планам.
Профильное обучение будет вводиться только в тех школах, где количество 10-х и 11-х классов не меньше четырех. Если для детей это проблема выбора, то для учителей и администрации - сложная задача составления расписания, в котором должны быть учтены все индивидуальные программы школьников. При этом нагрузка по количеству предметов на ученика остается прежней — 37 часов в неделю. Это обязательное требование, хотя многие старшеклассники желали бы ее повысить. Ведь от того, насколько успешно они освоят выбранные ими предметы, зависит сдача единого госэкзамена и, стало быть, вероятность зачисления в выбранный вуз.
Опыт показал, что благодаря профильному обучению результаты ЕГЭ становятся значительно лучше. При этом перечень обязательных предметов никто не отменял.
Для введения профильного обучения из областного бюджета в этом году было выделено 124 млн рублей.
По мнению учащейся 11 «Б» класса Марии Правдиной, учеба по индивидуальной программе гораздо эффективнее. Для себя она выбрала в качестве профильных предметов алгебру и обществознание. Более глубокие знания позволят сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить в экономический университет. Это ее выбор. И она намерена обязательно его реализовать.