На днях в Москве, в преддверии сезона массовых летних перевозок и под знаком 175-летия Российских железных дорог, во второй раз проходил «Пассажирский форум». Его организаторами выступают ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания» и компания «Бизнес-Диалог». Обсуждение проблем и задач отрасли на ближайшее будущее состоялось при поддержке Министерства транспорта РФ. В течение всего дня форума шли дискуссии, пресс-конференции с участием первых лиц и специалистов отрасли, ученых и аналитиков, журналистов российских и региональных СМИ, общественных организаций по защите прав пассажиров.
Арифметика для поездов и электричек
Перед церемонией официального открытия «Пассажирского форума-2012» на вопросы центральных и региональных СМИ отвечал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Президент ОАО «РЖД» особо подчеркнул: в отличие от других видов транспорта, на железных дорогах 96,6% пассажиров оплачивают свой проезд по тарифам, регулируемым государством. Он напомнил: компания может влиять лишь на ценовые параметры билетов в купейные вагоны и вагоны СВ повышенной комфортности. Ценами на плацкарты занимается исключительно федеральная служба по тарифам. Эту градацию пассажирам обязательно надо иметь в виду. Все обвинения по поводу высоких цен на билеты, как правило, идут именно в адрес РЖД, а в реальности компания имеет не так уж много рычагов влияния на тарифы.
Так что ситуация с ценами на железнодорожные билеты в поездах дальнего следования, которые множество пассажиров не без основания считают высокими и очень высокими, такова. Цена места в плацкартном вагоне диктуется государством: верхняя планка определяется федеральной службой по тарифам. При этом железнодорожники далеко не полностью получают госкомпенсацию выпадающих доходов. А не получают компенсации – ищут иные пути финансирования своих программ. Например, того же обновления вагонного парка. В конечном итоге пассажир, предпочитающий купе, вынужден выкладывать за билет очень приличные деньги. На тарифы в купе РЖД влиять уже вправе, и компания этим пользуется, поскольку бизнес есть бизнес и ей нужны деньги на развитие, в том числе и на закупку новых вагонов – не только купейных, но и плацкартных.
Об обновлении
Недофинансирование пассажирского комплекса, как отметил Владимир Якунин, отражается на закупках нового подвижного состава. В 2012 году планируется приобрести 355 пассажирских вагонов для дальнего следования. Вместе с тем, по его словам, в условиях, когда в стране эксплуатируются более 37,6 тыс. пассажирских вагонов, включая пригородные поезда, этого явно недостаточно для скорого выхода отрасли на более высокий уровень обслуживания пассажиров, повышения производительности труда.
По мнению президента компании, необходима долгосрочная и гарантированная господдержка пассажирских перевозок. Во-первых, это подразумевает обеспечение полной компенсации потерь доходов организаций железнодорожного транспорта в условиях госрегулирования тарифов. Во-вторых, необходимо сформировать среду гибкого ценообразования (сезонную коррекцию цен, скидки, бонусы, коррекции цен «по конкуренту» с учетом степени активности и объема предложений авиа- и автобусных компаний в отдельных регионах). Например, в прошлом сезоне неплохо «пошла» скидка на билеты на верхние полки купейных вагонов: продажи заметно повысились. А на 8 и 9 мая текущего года в честь Дня Победы объявлена 50-процентная скидка на билеты в вагонах всех категорий. Продажа уже идет.
«Необходимо создать правовые условия, которые позволят гармонично сочетать социальную значимость и коммерческую привлекательность перевозок, – считает глава РЖД. – В мире мне неизвестны такие программы развития железнодорожной инфраструктуры, которые развивались бы без поддержки правительств. У нас же железнодорожная отрасль недофинансируется, но при этом идет дотирование авиа- и автомобильных перевозок. Мы считаем, должны быть одинаковые конкурентные условия для всех видов транспорта. А там уж пассажиры выберут, что для них удобнее».
О пригородных перевозках
«В секторе пригородных перевозок проблема безубыточности на сегодня так и не решена, – сообщил Владимир Якунин. – Несмотря на то, что администрации регионов в первую очередь сами должны быть заинтересованы в финансовых вложениях в пригородные железнодорожные перевозки, они очень часто не обеспечивают на них социальный заказ в максимально полном объеме. Тем самым администрации регионов не обеспечивают качественную транспортную мобильность населения и этим, кстати, тормозят экономическое развитие своих территорий».
Специалисты напомнили, что с прошлого года ОАО «РЖД» полностью ушло с рынка пригородных пассажирских перевозок. На смену пришли 24 пригородные пассажирские компании, которые работают на территориях всех 73 регионов страны. РЖД остались в пригородном сегменте лишь как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта – вагонов, локомотивов, вокзалов, перронов… А функцию перевозчиков теперь выполняют пригородные пассажирские компании. Так что вопросы и претензии пассажиров должны адресоваться именно им. Региональные же власти теперь формируют заказ на объемы пригородных перевозок и регулируют на них тарифы. Поэтому по разветвленности пригородных маршрутов на местах – вопросы к властям краев и областей. Руководство РЖД, в свою очередь, в 2011 году приняло решение о снижении ставок на использование подвижного состава пригородными пассажирскими компаниями. Это позволило перевозчикам сэкономить около 9 млрд рублей. Решение пролонгировано и на этот год.
Руководство компании отметило, что в 2011 году 25 регионов страны из 73-х полностью компенсировали все выпадающие доходы по пригородным перевозкам, а значит, закрепили тесные связи с отраслью и пригородными компаниями на благо пассажиров электричек. Мы поинтересовались у начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, входит ли в число этих 25-ти регионов Самарская область. Ответ последовал отрицательный: «Нет, не входит. Бюджет Самарской области компенсировал выпадающие доходы своей пригородной пассажирской компании, но не выплатил их компании Башкортостана, хотя соседи также перевозили на вверенных им линиях самарских пассажиров. Этот конфликт все еще не исчерпан».
Факт
Поскольку убытки от перевозок пассажиров в плацкартных вагонах компенсируются государством далеко не в полном объеме, компания РЖД в этом году приняла решение количество плацкартных вагонов в поездах дальнего следования не увеличивать, а оставить их на уровне 2010 года. Да, потребность в более дешевой плацкарте велика, но компания вынуждена «притормозить» рост числа плацкартных мест. Причем специалисты напоминают, что государственное повышение цен на плацкарту ежегодно составляет до 10 % к предыдущему уровню (при этом плацкарта, по подсчетам, все равно убыточна), а вот РЖД в последний раз повысило цены на свои купе лишь на 5 %, за счет внутренней оптимизации. Поэтому сейчас отрасль с нетерпением ждет появления нового федерального закона о регулировании пассажирских перевозок.
Автор: Ирина Шабалина