Девушке, оказавшейся в салоне пассажирской «газели» в полном одиночестве, чудом удалось откупиться от водителя, заблокировавшего ее в салоне с помощью автоматической двери. Сейчас он уволен из организации, где работал, и находится под пристальным вниманием сотрудников полиции.Мы выяснили, что делать и куда обращаться в подобных ситуациях.
«Хочу, чтобы его наказали!»
Возмутительная история произошла со студенткой заочного отделения ПГУТИ Алиной Насыровой, когда она пыталась уехать после работы домой. «Было уже достаточно поздно, когда мы с девушками-однокурсницами стояли на остановке около автостанции «Аврора», - рассказала Алина. - Подъехала пассажирская «газель» № 221, и я спросила, доеду ли я на ней до Мехзавода, где живу, на что получила от водителя положительный ответ. Уже потом девочки рассказали мне, что пытались сесть в эту «Газель» следом за мной, но водитель захлопнул перед ними автоматическую дверь и резко стартанул. К сожалению, я этого просто не увидела. После того как я передала водителю, выходцу из Средней Азии, деньги за проезд, он заявил мне, что не едет до поселка. А когда я попросила остановить маршрутку и выпустить меня, он отказался. При этом водитель назойливо выяснял, как меня зовут, замужем ли, говорил, что я красивая, поэтому он отвезет меня к «своим» и домой я попаду только утром... Тут мне позвонил друг, с которым я должна была в этот вечер встретиться. Я объяснила ему ситуацию, и он попросил передать трубку водителю, чтобы поговорить с ним. Я так и сделала, но этот мужчина сразу выключил мой телефон и спрятал его. Я была просто в шоке, понимала, что эта поездка может закончится для меня настоящим кошмаром... У меня было всего 200 рублей, я в слезах отдала их водителю и просила отпустить меня. Он взял деньги и высадил меня около рынка «Норд» на Заводском шоссе».
Сразу после происшествия Алина Насырова обратилась с заявлением в департамент транспорта администрации Самары и полицию. Спустя несколько дней, когда удалось установить личность водителя маршрутки, Алина Насырова встретилась с директором компании-перевозчика ООО «Арсенал», где мужчина работал. «Оказалось, что до момента происшествия этот водитель проработал в фирме всего три дня, - говорит пострадавшая. - Директор компании устроил нам встречу, и этот человек заявил, что я чуть ли не сама предлагала ему «прокатиться», а потом и вовсе заявил, что в тот раз в маршрутке ехала вовсе не я. Как только у него наглости хватило...».
По заявлению девушки была проведена проверка. «Водителя уволили, - прокомментировал ситуацию руководитель городского департамента транспорта Дмитрий Полулях. - Родителям этой девушки было рекомендовано, чтобы они обратились в правоохранительные органы и прессу, дабы больше никому не повадно было так поступать». На вопрос корреспондента, имеют ли право компании-перевозчики устанавливать более жесткие правила приема на работу, отказывая в работе определенным категориям граждан, Дмитрий Полулях ответил, что такого права у фирм нет и любой отказ должен быть подкреплен фактами, указывающими на недобросовестность претендента.
Сейчас по факту обращения пострадавшей девушки полиция также проводит проверку. «Я очень хочу, чтобы водителя привлекли к ответственности, - говорит Алина Насырова. - Других компенсаций мне не надо, я просто хочу спокойно жить в своем городе и без опаски ездить по вечерам домой».
«Черный» список
Конфликты между пассажирами маршруток и водителями давно перестали быть редким явлением на дорогах нашей области. Так, в прошлом году в Самаре «газелист» на глазах большого количества людей напал на студента аэрокосмического университета Михаила Шалимова. Молодой человек выходил из маршрутки, закрыл дверь, и та неожиданно отвалилась. Разъяренный водитель выскочил из кабины с монтировкой и два раза ударил парня - по шее и по плечу. По словам Михаила Шалимова, целился шофер ему в голову, но пассажир чудом увернулся. Ситуация противоположного толка сложилась в Тольятти 15 апреля этого года: там пьяный пассажир «газели» оскорблял водителя и окружавших его людей, а когда его попросили покинуть салон — достал пистолет и выстрелил. Пуля попала в плечо 50-летней женщине, проходившей мимо маршрутки. Водитель при помощи пассажира и случайного прохожего отобрал оружие у хулигана и передал задержанного прибывшим сотрудникам полиции. «В неприятную ситуацию может попасть и водитель, и пассажир, - считает начальник Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Самарской области Юрий Косянец. - В любой конфликтной ситуации необходимо звонить на наши телефоны доверия и правоохранительные органы. В случае, если это обращение подпадает под компетенцию управления, будут приняты все возможные меры. Кроме того, если нарушение совершил водитель, обязательно нужно обратиться к компании-перевозчику, их телефоны всегда присутствуют в «маршрутках», и обязать разобраться с ситуацией. Если же фирма спустит все на тормозах — писать в прокуратуру. Примерно той же схемы поведения следует придерживаться и водителю, если на него напал пассажир, оскорбил, причинил моральный или материальный ущерб. Кроме того, нужно обязательно в качестве свидетелей привлечь людей, наблюдавших происходящее».
В ведомствах, контролирующих работу перевозчиков, создан список неблагонадежных водителей. В него вошли несколько десятков человек, которые уже не смогут устроиться на работу в другую пассажирскую компанию.
Дмитрий Полулях, руководитель департамента транспорта администрации Самары: «В любых конфликтных ситуациях, когда водитель нарушает права пассажира или того хуже, пытается совершить преступление в отношении человека, необходимо звонить на телефон горячей линии отдела пассажирских перевозок департамента транспорта. Мы через систему ГЛОНАСС найдем водителя, где бы он ни находился, и в любом случае его вычислим. Не надо бояться обращаться к нам или в правоохранительные органы, особенно если пассажиру причинен материальный или моральный вред».
Юрий Косянец, руководитель УГАДН по Самарской области: «Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда компания-перевозчик обращает мало внимания на вопрос квалификации водительского состава. Например, согласно транспортному законодательству, перевозчики должны ежемесячно проводить сверки с органами ГИБДД о совершенных их водителями нарушениях Правил дорожного движения. Необходимо постоянно анализировать эти данные и звонки по поводу хамского поведения водителей, задумываясь, а стоит ли продолжать работать с этим человеком. К сожалению, наши компании-перевозчики этим правилам следуют не всегда».
Телефон горячей линии отдела пассажирских перевозок департамента транспорта администрации Самары: 260-20-18
Телефон горячей линии Управления Госавтодорнадзора по Самарской области: 954-52-94
Aвтор: Анна Гудкова