На этой неделе Самара отмечает День города. Но многие необычные места областной столицы до сих пор скрыты от любопытных глаз. О них 63.ru рассказал организатор игры «Ночной Дозор» Алексей Звездный.
– Какие неизвестные простому рядовому жителю города места существуют в Самаре? Вообще, много ли их?
– Например, не многие знают, что в Струковском парке есть старинная ливневка, которая принадлежала основателю пивоваренного завода Альфреду фон Вакано. Но она выглядит не как обычная канализация. Ливневка сделана внутри из красного кирпича и похожа на подземелье замка. Там можно увидеть резные двери, балкончики необычной формы и винтовую лестницу. Еще одно загадочное место есть на Хлебной площади. Там находится небольшой сарай, огороженный забором. Он довольно старый и похож на избушку на курьих ножках. Под ним находится подземный ход, и если спуститься вниз на несколько метров, там можно увидеть железную дорогу с вагонеткой. Мы сели на нее и прокатились. К своему удивлению, мы случайно наткнулись на старинную буровую установку. Как она там оказалась, непонятно. Вообще, могу с уверенностью сказать, что наш город весь перерыт изнутри. В самарском подземелье есть множество бункеров и бомбоубежищ. Но об их существовании знают далеко не все жители города...
– По одной из версий, под землей находится бункер советского политического деятеля Лаврентия Берии. Как вы считаете, это миф или в Самаре действительно есть это место?
– Безусловно, бункер Лаврентия Берии находится у нас в городе. Один из входов в него расположен в районе Хлебной площади, рядом с гаражным массивом. Там стоит небольшой гараж без дверей, а внизу находится бомбоубежище. Оно представляет собой большие бетонные комнаты. Сейчас бункер сильно залит водой. Когда мы спускались вниз, нам приходилось передвигаться на лодках. Внутри мы наткнулись на кабинет. В нем находилась мебель советской эпохи и множество противогазов.
– А почему вы решили, что это действительно бункер Берии?
– Об этом нам рассказал высокопоставленный чиновник в администрации Самары. Его имя я называть не могу. У него есть план всех объектов самарского подземелья. Мы передали ему координаты помещения, которое мы обнаружили, и он сказал, что там действительно должен находиться бункер Лаврентия Берии.
– Вы упомянули, что Самара – город подземных тоннелей. Какие еще места помимо бункера Берии вам удалось посетить?
– В части Октябрьского и Кировского районов, а также в историческом центре, находится множество тоннелей. Можно сказать, там расположен целый подземный город, в котором могут спрятаться несколько сотен людей. Десятки бомбоубежищ в нашем городе спроектировали и построили в годы Великой Отечественной и холодной войны на случай ядерной угрозы. Тогда Самара была третьей столицей, и в нашем городе располагалось множество стратегических предприятий. Именно на заводах строили большинство бункеров, где могли бы скрыться рабочие. Например, действующий бункер есть на заводе ЦСКБ «Прогресс». Там до сих пор даже работают телефонные аппараты. Аналогичные бункеры, соединенные между собой, находятся под зданием водоканала, городской больницей и заводом имени Масленникова. Правда, последний недавно засыпали землей. В больнице имени Пирогова бомбоубежище используется сейчас в хозяйственных целях.
Есть в нашем городе и охраняемые бункеры. Например, постоянно дежурит охрана в бомбоубежище в районе областного правительства. Пробраться туда практически невозможно. Еще один охраняемый бункер находится на площади Куйбышева. Однажды мы спустились в это бомбоубежище и столкнулись там с двумя солдатами.
– Существует также миф о существовании подземного перехода через Волгу и бункера для штаба армии. Как вы думаете, эти объекты действительно существуют?
– О подземной переходе на ту сторону Волги я неоднократно слышал. По моей информации, в районе «Ладьи» под третьим пролетом лестницы действительно есть дверь. Но куда она ведет, я, честно говоря, не знаю. Есть предположение, что за ней и находится подземный туннель. Но реального подтверждения этому нет. Что касается бункера для штаба ПриВо, то он действительно существует и находится на улице Калина. Его нельзя посещать, так как он считается стратегическим объектом. А в Чапаевске находится бомбоубежище для танковой пехоты. Там расположен нефтепровод. Поэтому посещать его горожанам также запрещено.
– Как вы думаете, самарское подземелье может стать популярным среди туристов?
– Я уже давно считаю, что туризм мог бы принести Самаре неплохую прибыль, и городским властям нужно заняться развитием необходимой для этого инфраструктуры. У нас есть самая большая набережная в стране, красивый вид на волгу и Жигулевские горы, множество интересных зданий в историческом центре. Безусловно, представляет интерес и самарское подземелье. Особенно для любителей экстремального отдыха. Если сделать хорошую рекламу на федеральном уровне, то множество людей будет приезжать к нам в поисках адреналина. Но, с другой стороны, если обо всех уникальных местах, расположенных под землей, узнают широкие массы, это может негативно сказаться. Туда начнется паломничество молодежи, и вскоре самарское подземелье будет утопать в грязи и мусоре.
– Алексей, почему вы стали организатором экстремальной игры?
– Впервые я начал участвовать в «Ночном Дозоре» пять лет назад. Друг рассказал мне об этой игре и предложил присоединиться к его команде. После этого соревнования мое мировоззрение изменилось. Я побывал во многих новых и интересных местах в нашем городе, о существовании которых я даже не предполагал. Я и не думал, что под заброшенным сараем может оказаться бомбоубежище времен второй мировой, а под канализационным люком – подземелье замка. Игра в «Ночной Дозор» это бешеный адреналин. На соревнованиях чувство страха смешивается с чувством любопытства. Наверное, поэтому игра так сильно меня зацепила, и на протяжении пяти лет я продолжаю в ней участвовать. Последние два года я являюсь организатором соревнований.
– Все-таки «Ночной Дозор» довольно экстремальное соревнование. Какие у вас возникали трудности во время игры?
– Иногда бывает, что игроки оказывались в полиции. Хотя закон мы не нарушаем. Но бывают случаи, когда горожане принимают нас за преступников. Ну, к примеру, вылазим мы в камуфляжной одежде из канализационного люка, а нас сердобольная бабушка приняла за террористов. Увидели нас с фонариками в заброшенном доме, значит мы поджигатели. Если выходим из подвала многоэтажки, обязательно примут за наркоманов. В итоге на место приезжают полицейские. Мы объясняем им ситуацию, но они обязаны нас доставить в отделение до выяснения обстоятельств. В результате игроки остаются не довольны, так как задания идут на время, и от него зависит победа.
– Насколько в Самаре популярна игра «Ночной дозор»?
– В нашем городе в этих соревнованиях участвуют около полутора тысяч человек. В Самаре игры проходят на высоком уровне. Наши команды часто лидируют в соревнованиях «Мега Дозор», в которых принимают участие игроки со всего Поволжья. А четыре года назад Самара принимала эти игры у себя. Соревнования были основаны на сюжете фильма «Назад в будущее». Задания были связаны с машинами и с перемещением во времени. Многим участникам наш город понравился. Я тоже считаю, что в каждом районе Самары есть красивые и загадочные места, поэтому играть в «Ночной Дозор» у нас очень увлекательно.
Фото: Фото Алексея ЗВЕЗДНОГО