Очередной учебный год провожают 96 тысяч учащихся муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара. О том, как реализуются задачи, продиктованные содержанием современных образовательных концептов, какие тенденции в развитии отрасли наблюдались в 2011-2012 учебном году, рассказывает руководитель Департамента образования администрации городского округа Самара Надежда Колесникова.
– Какими знаковыми событиями отличался минувший учебный год?
– Событий, которые нас порадовали, было достаточно много. Началось внедрение федеральных государственных образовательных стандартов: впервые в этом году все учащиеся первых классов успешно вошли в этот процесс. О принципиальных изменениях говорить пока рано, но переход педагогических технологий, ориентированных на овладение учениками знаниями, к идеям практического использования этих знаний в повседневной деятельности состоялся.
Продолжается развитие профильного обучения в школах города. Современная система городского образования соответствует духу и букве концепции национальной образовательной доктрины, причем осуществляется она в Самаре опережающими темпами.
Сегодня применение информационных технологий стало привычным в практике школ, внедрена и функционирует система внутреннего электронного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В этом году впервые прием детей в первые классы проводился в электронном виде, что избавило тысячи родителей от необходимости стоять в живой очереди. Этот опыт получит свое развитие и дальше.
На достойном уровне прошел региональный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2012». Самара по праву гордится его победителем – учителем химии Ириной Атапиной, ныне – директором школы №29 городского округа Самара.
В финале III областного конкурса «Воспитатель года» победила Лариса Романюк – работник детского сада №257 Самары. В сентябре она будет представлять наш регион на всероссийском этапе этого престижного конкурса.
Высокие оценки на подобных смотрах – лучшее подтверждение профессионального мастерства самарских педагогов.
– Какие актуальные задачи стоят перед системой образования городского округа сегодня?
– В силу разных обстоятельств традиционно упор делается на образовательную составляющую учебно-воспитательного процесса. Однако критерием эффективности работы школы остается результативность ее воспитательной системы.
В этом году на территории городского округа Самара принимается программа патриотического воспитания учащихся. С 1 сентября во всех школах начнутся занятия по курсу «Самароведение», который предусматривает изучение родного края. Дальнейшему развитию идей гражданственности и патриотизма будет служить созданная в Самаре ассоциация учителей-краеведов.
Перечисленное – лишь часть наших дел, которые проводятся в рамках празднования Года российской истории.
– Самарская система образования давно находится в инновационном векторе развития. Как удается постоянно делать смелые шаги на этом пути?
– С конца XX века мы живем в режиме активной экспериментальной работы. Мы первыми внедряли базовые образовательные технологии, все наши инновации нашли поддержку в практике российского образования. Для педагогического сообщества Самары это стало привычным – реалии жизни задают темп развития системы образования. Самое важное сейчас – сохранить динамику преобразований, повышать качество образования. Наступил период зрелости, предполагающей некоторую стабилизацию – основу для следующего инновационного рывка.
– Что бы вы пожелали выпускникам 2012 года?
– Желаю всем выпускникам успешно сдать единый государственный экзамен, определиться в профессиональном выборе и никогда не забывать школьные годы – пору детства и отрочества!
В добрый путь, дорогие выпускники!