Мэрия Самары определила механизмы осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Соответствующее постановление было подписано главой города. Эксперты уверены, что необходимость в принятии документа назрела давно. Теперь, чтобы следить за сохранностью ООПТ, властям осталось только составить список таких зон.
Создали базу
Сегодня федеральный закон предусматривает наличие особо охраняемых природных территорий федерального, областного и местного значения. Так, например, национальный парк «Жигулевская Лука» относится к первой категории ООПТ, кроме того, в губернии есть более 150 охраняемых территорий уровня субъекта. Контролем за соблюдением законодательства в части охраны и использования федеральных ООПТ занимается Росприроднадзор. В случае региональной принадлежности участков ответственность лежит на областном министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования. Экологический порядок на особо охраняемых природных территориях муниципального уровня подконтролен органам МСУ. По словам заместителя начальника областной природоохранной прокуратуры Павла Мельникова, полномочия в сфере контроля местных ООПТ были закреплены за муниципалитетами в 2010 году. Однако документа, который бы определял порядок проведения проверок на территории ООПТ, до прошлой недели в Самаре не было.
Теперь в работе по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства, касающихся использования ООПТ местного значения, самарским чиновникам поможет новый инструмент. 8 июня глава города подписал постановление, которое определяет не только механизм муниципального контроля, но и обязанности и ответственность должностных лиц, его осуществляющих. Также мэр предусмотрел обязанности и ответственность физических и юридических лиц, в отношении которых будут проводиться проверки.
При содействии силовиков
Согласно постановлению, органом муниципального контроля будет являться департамент благоустройства и экологии мэрии Самары. Именно его сотрудники займутся осуществлением плановых и внеплановых проверок — такие формы контроля предусмотрены в документе.
Плановые проверки будут проводиться раз в три года. Однако мэрия оставила за собой право провести ревизию вне плана. Основаниями для этого могут служить обращения граждан или юридических лиц по фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и т.д. Для таких случаев чиновники предусмотрели возможность незамедлительного выезда на место. Правда, согласно федеральному закону о защите прав предпринимателей, о таких мероприятиях придется уведомить не только юридические лица, которые департамент соберется проверять, но и органы прокуратуры. Кстати, злоупотребить данными полномочиями органы МСУ не смогут, поскольку в отношении одного малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов в год, для микропредприятия — 15 часов в год.
По итогам ревизии департамент благоустройства может выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и принимать меры по контролю за исполнением этих предписаний. За содействием они могут обращаться и в правоохранительные органы.
Следующий шаг
Эксперты уверены: созданный документ бесспорно нужен муниципалитету, но на этом нельзя ставить точку. Следующий шаг в деле защиты природы на территории областного центра — создание списка особо охраняемых территорий. «Для обеспечения порядка в области охраны и использования ООПТ местного значения необходимо провести инвентаризацию существующих ООПТ и обеспечить их реальную охрану и достойное содержание. Кроме того, необходимо провести работу по созданию новых особо охраняемых территорий местного значения», - считает адвокат по экологическим делам Дмитрий Медведев.
Правовой аспект
Специалисты заявляют: все определенные в Самаре особо охраняемые природные территории юридически не оформлены надлежащим образом. «В начале 90-х годов в областной столице действительно был составлен перечень из 15-20 подобных объектов. Но затем, после изменения законодательства, документы на них переоформлены не были и по сути, юридически эти территории не являются охраняемыми», - рассказывает сопредседатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак. Первоначально ООПТ были оформлены в виде памятников природы местного значения. Однако с 1995 года в силу изменения законодательства такая формулировка стала недопустимой и декларация объектов как памятников природы утратила юридическую силу. «Проблема решается просто — достаточно присвоить каждому объекту категорию, подходящую для ООПТ местного значения. Органы местного самоуправления имеют для этого все необходимые полномочия. Главное, системно заняться этим вопросом», - пояснил Дмитрий Медведев. По информации департамента благоустройства, в настоящее время муниципальные правовые акты об образовании ООПТ местного значения в Самаре отсутствуют.
Тем не менее, власти ищут возможность расширить количество ООПТ. Так, в 2011 году выполнено комплексное экологическое обследование шести объектов, среди них - пруд в сквере «Солнечная поляна» Промышленного района и кленовый колок на пересечении ул. Ново-Вокзальной и ул. Стара-Загора. Возможно, к тому моменту, когда мэрия вынесет заключения по каждому обследованному объекту, нормативные документы, устанавливающие порядок образования особо охраняемой природной территории, в Самаре уже появится. Комплекс мероприятий по образованию ООПТ местного значения, функционированию, перспективной схеме их развития и обеспечению режима охраны включен в проект долгосрочной целевой экологической программы Самары, рассчитанной на 2013-2017 годы.
В 2011 году мэрия Самары выполнила комплексное экологическое обследование шести объектов:
1. Пруд в сквере «Солнечная поляна» (Промышленный район);
2. Пруд в сквере «Родничок Надежды» (Советский район);
3. Озеро у санатория «Поволжье» (Октябрьский район);
4. Пруд у санатория «Фрунзенец» (Октябрьский район);
5. Дубовый колок с прудом по ул. Стара-Загора, в районе домов № 205, 239 (Кировский район);
6. Кленовый колок на пересечении ул. Ново-Вокзальной и ул. Стара-Загора (Промышленный район).
После подготовки заключений по данным природным объектам будет принято решение о включении их в перечень особо охраняемых природных территорий.
Aвтор: Наталья Крайнова