4 июля 2012 года на берегу Байкала в рамках IV Байкальского образовательного форума «От модернизации образования к социальным эффектам» прошел конкурс региональных управленческих моделей в образовании. Министерство образования и науки Самарской области получило награду «Серебряный омуль» за представленный на форуме доклад на тему «Государственная модель управления региональной системой общего образования».
По словам организаторов конкурса, все проекты-победители будут рекомендованы на присвоение статуса Федеральной инновационной площадки.
Представленная нашим регионом модель управления получила высокую оценку экспертного сообщества и коллег из других регионов. Напомним, что в Самарской области с 2006 года действуют 13 территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, и аналогов такой системы управления образованием в настоящий момент в нашей стране нет.
Сегодня регион напрямую финансирует образовательные учреждения, используя механизм нормативного подушевого финансирования. В прошлом году была создана сеть государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области, которая охватывает все муниципальные образования губернии, за исключением Самары и Тольятти.
Такая государственная модель управления, в противоположность муниципальной, позволила решить вопрос о необходимости реального влияния государства на образование, выстроить единые подходы к реализации государственной образовательной политики.
Идея прямого «одноканального» финансирования образовательных учреждений вызвала живую дискуссию в среде управленцев сферы образования. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова сказала, что идея о передаче школ регионам будет в образовательном ведомстве «одной из самых обсуждаемых» ближайшие полгода.
По мнению ректора Института образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, существующая в большинстве субъектов система распределения средств на школьное образование «грозит разбалансировкой». Сейчас деньги на школы регионам выделяет федеральный центр. Регионы перечисляют школам часть средств для зарплат педагогам, а остальные деньги передают муниципалитетам. «Муниципалитеты, которые сейчас являются учредителями школ, должны оплачивать их коммунальные платежи и некоторые другие расходы,— рассказал ректор.— Но когда деньги приходят в муниципалитет, у него есть право распоряжаться ими по своему усмотрению. В итоге до школ деньги доходят не в полном объеме». Такая ситуация, по мнению эксперта, грозит сорвать переход школ на новый стандарт образования.