Следственные органы выявили многочисленные нарушения во время проверки расходования бюджетных средств на ремонт дорог в Самаре. По словам правоохранителей, в столице губернии сегодня отсутствует система контроля за качеством выполнения дорожных работ. С этим соглашаются и сторонние эксперты. По мнению и тех, и других, решить эту проблему будет достаточно непросто.
Ни для кого не секрет, что самарские дороги вызывают массу непечатных выражений у автомобилистов. О том, в каком плачевном состоянии находятся не только внутриквартальные проезды, но и центральные улицы города, знают уже по всей России. Масштабной капитальной реконструкции столица губернии не видела давно. Но это не значит, что ремонт дорог в Самаре не проводится. Ямочный ремонт и ремонт картами стали уже традиционными. Их проводят каждый год, выделяют на эти цели немалые средства из бюджета, однако на деле лучше не становится.
Ситуацией вокруг ремонта самарских дорог заинтересовались следователи. По запросу депутата Госдумы отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области инициировал проверку расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог Самары в 2011 году. А это несколько миллиардов рублей. На сегодняшний день правоохранители собрали уже 12 томов материалов проверки.
«Это очень сложная, сопряженная с огромным количеством процессуальных действий проверка. Мы подключили к этой работе ГУВД и сторонних экспертов. Выяснилось, что на сегодняшний день существует масса нарушений. Они касаются методики ремонта дорог, соблюдения гарантийных сроков. Например, нарушения нашли на 9-ой просеке, где делали карточный ремонт дорог. Очень много вопросов и по распределению бюджетных денег», – рассказал руководитель областного СУ СК РФ Виталий Горсткин.
Он пояснил, что найти основания для возбуждения уголовного дела, несмотря на выявленные многочисленные нарушения, будет достаточно непросто.
«В частности, мы установили, что одна из организаций выиграла тендер на ремонт дорог на общую сумму в размере одного миллиарда рублей. Эта структура не имеет практически ничего: ни собственных активов, ни специалистов, ни даже собственного помещения. Очевидно, что организацию создали для того, чтобы перераспределить бюджетные деньги. Закон, в принципе, этого не запрещает, если все эти средства впоследствии пойдут по целевому назначению», – пояснил Виталий Горсткин.
В любом случае, по его словам, по итогам проверки следствие примет процессуальное решение.
«Я не готов утверждать, что проверка закончится возбуждением уголовного дела, в любом случае мы подготовим расширенную информацию на имя губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Однако не стоит забегать вперед. Отмечу, что наша задача – не предъявить претензии чиновникам, а помочь новому руководству области, которое сейчас активно занялось самарскими дорогами. Если мы не сможем найти оснований для возбуждения уголовного дела, то хотя бы поможем материалами масштабной проверки», – объяснил руководитель областного следственного комитета.
Стоит отметить, что Виталий Горсткин не отрицает, что сегодня в Самаре отсутствует система контроля как за качеством, так и за объемом производства дорожных работ. «А ведь ни для кого не секрет, что уже после проведения работ вскрыть какие-либо внутренние дефекты качества очень не просто», – подчеркнул глава СУ СК РФ по Самарской области.
С тем, что ремонт дорог в Самаре недостаточно контролируется, соглашаются и сторонние эксперты.
«Конечно нужно следить за тем, какие материалы используются во время ремонтных дорог, соблюдаются ли все правила, работают ли профессионалы. Только в этом случае ремонт будет качественным, а дороги будут служить долго. Ведь у нас в Самаре, где не соблюдают всех условий выполнения работ, там дороги и сыпятся», – рассуждает первый заместитель председателя думы Самары Николай Митрянин.
По его мнению, в идеале осуществлять контроль за качеством выполнения дорожных работ должна сторонняя организация, однако это потребует выделения дополнительных средств из бюджета.
«Сейчас за дорожными работами следят сами заказчики, к примеру, департамент благоустройства. Конечно, лучше бы этим занимались специалисты со стороны. Но ведь их работу нужно оплачивать, а деньги на это придется выделять из городского бюджета. Значит, нужно будет сократить объемы дорожных работ, что для Самары – не самый лучший вариант. Думаю, предпринимать какие-либо меры депутатам и администрации города нужно после того, как следователи закончат проверку и примут то или иное решение», – объяснил депутат.
С парламентарием соглашается председатель Самарского регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов Сергей Слюсарев. Он также отмечает, что помимо низкого контроля за выполнением дорожных работ, в Самаре существует и другая проблема: никто не следит и за последующим содержанием дорог.
«Сейчас в судах находится несколько исков от самарских автомобилистов, которые пострадали от ям на дорогах нашего города. Так вот, зачастую в зале заседаний выясняется, что подрядчик, который, по идее, должен отвечать за содержание дорог, не знает об этом, полагая, что заделывание выбоин на дорогах не входит в условия контракта. В свою очередь, чиновники уверены в том, что за дырки на дороге как раз должен отвечать подрядчик. В итоге никто этим в Самаре не занимается», – объясняет Сергей Слюсарев.
По его словам, для того, чтобы на самарские дороги не один год радовали автомобилистов, во время дорожных работ необходимо применять современные технологии, которые уже давно известны всему миру и стоят немногим дороже обычного ремонта. Однако почему-то в столице губернии до сих пор этого не делают.
Фото: фото с сайта Samara-ru.livejournal.com