16 августа состоялась традиционная Августовская конференция работников образования Самарской области. Участники конференции не только подвели результаты деятельности системы образования региона и поставили задачи на предстоящий учебный год, но и установили стратегические ориентиры развития до 2020 года сферы.
В Самарской области сложилась эффективная система образования. «Результаты единого государственного экзамена, которые превышают средний уровень по стране практически по всем предметам, указывают на то, что та работа, которая ведется в регионе, правильная и даёт свои позитивные плоды», - пояснил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов.
В этом году выпускники школ региона по результатам ЕГЭ в очередной раз продемонстрировали высокий уровень освоения материала практически по всем предметам. 97 из них получили стобалльные результаты, что составляет 2,7 % от общей численности «стобалльников» по стране. Помимо этого 18 школьников из Самарской области стали призёрами и победителями Всероссийской олимпиады, 477 детей были объявлены победителями и призёрами Всероссийских спортивных соревнований. Команда нашего региона заняла второе общекомандное место на XI молодежных Дельфийских играх России. Всего в 2011/12 учебном году 1850 обучающихся и воспитанников образовательных учреждений стали победителями и призёрами всероссийского и международного уровня.
Но есть и другие показатели, по которым за последние 4 года региональная система образования достигла хороших результатов. В августе 2008 года в рамках областной августовской педагогической конференции были выработаны основные критерии развития отрасли до 2012 года. Из 26 показателей на сегодняшний день достигнуто 20, по остальным отмечена стабильная позитивная динамика.
Среди достижений - серьёзный скачок в решении проблемы доступности дошкольного образования. За 2010-2012 годы дошкольные учреждения региона дополнительно стали посещать более 15 тысяч ребят, но, как подчеркнул вице-губернатор, до сих почти столько же юных жителей губернии ждут своей очереди в детские сады. Поэтому на ближайшую перспективу перед областными властями стоит серьёзная задача.
Ещё одним направлением развития системы образования является формирование осознанного отношения молодых людей к своей будущей профессии. Сегодня старшеклассники при выборе места обучения, зачастую, руководствуются не ситуацией на рынке труда, а «модностью» профессии. И действительно - успешные ребята стараются стать экономистами, юристами и менеджерами, а потом не могут найти работу по специальности. Поэтому в сфере образования необходимо выстроить такую систему профессиональной ориентации, чтобы молодой человек смог сознательно готовиться к будущей профессии, начиная со среднего звена общего образования. На сегодняшний день 75% из всех средних общеобразовательных школ губернии перешли на профильное обучение, в том числе более половины на реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся. Модели региональной организации профильного обучения и профессионального образования имеют высокую оценку со стороны федеральных структур, так как на практике позволяют весьма значительному числу обучающихся точнее определиться с выбором профессии и реализовать индивидуальные траектории развития.
На августовской педагогической конференции говорили и о введении новых образовательных стандартов, развитии системы профессионального образования и научного потенциала региона, развитии кадрового потенциала и многом другом.
Дмитрий Овчинников, министр образования и науки Самарской области: «Нам многое предстоит сделать. В частности, в следующем году будет разработана Государственная программа «Развитие образования Самарской области до 2020 года». Данную программу мы рассматриваем как целостный инструмент, способный создать модель принципиально новой системы образования. Такой системы, которая будет готовить дееспособного, активного, способного к освоению новых знаний и технологий гражданина. Именно такой человек способен обеспечить модернизацию и поступательное развитие экономики страны».